В 1990-е годы российские власти и общественные активисты сделали очень многое для увековечения памяти жертв политических репрессий. Для демократов первой, ельцинской волны это стало главным проектом по избавлению от коммунистического прошлого. Эту работу координировало общество «Мемориал», созданное ещё в 1987 году при Горбачёве.
Противовес исторической правде
В противовес обществу «Мемориал» по указу Путина в 2012 г. было создано Российское военно-историческое общество, в руководящие органы которого вошли сотрудники и руководители спецслужб, министры обороны, внутренних дел и культуры. Главной задачей Военно-исторического общества стала деятельность по героизации сотрудников НКВД и фальсификация данных с целью преуменьшить масштабы государственного террора, развязанного Сталиным в 1930-1956 годы.
По всей стране начали закрываться под предлогом реорганизации музеи истории политических репрессий, включая знаменитый «Пермь-36», созданный на месте бывшего лагеря для политзаключённых. Российское военно-историческое общество подвергло ревизии исследования экспертов «Мемориала» по установлению новых захоронений жертв политических репрессий в Карелии. Против руководителей региональных отделов «Мемориала» были возбуждены уголовные дела по фальшивым обвинениям. И в 2021 г. Московский городской суд принял решение о лишении «Мемориала» статуса юридического лица, фактически поставив деятельность организации вне закона.
Путин, по сути, создал инквизицию для борьбы с историческим инакомыслием. Это стало частью общей стратегии режима по стерилизации политического и общественного пространства России, включая историческую память. История всегда не линейна и не одномерна, полна версий и альтернатив. История питает разнообразие мнений, формирует политические и общественные позиции. В демократическом обществе – это норма. При диктатуре – источник опасности для режима, сконструированного по принципу: «Ein Volk, ein Reich, ein Führer»/«Один народ, одно государство, один вождь». Похоже, Кремль решил воспользоваться этой формулой, чтобы решить задачу по сохранению режима личной власти Путина (и, возможно, последующих вождей) на максимально долгий срок, ограниченный только продолжительностью земной жизни. То есть – до гроба.