Вторая перспектива тоже кажется не особо приятной, поэтому остается лишь благодарить судьбу за то, что мы родились в то время и в том месте, где кабинеты анатомии не страдают от недостатка трупов, а в нашем распоряжении имеются подробные анатомические атласы и программное обеспечение, благодаря которому мы знаем о теле человека все, до последней мышцы, нерва или кости.
Если в наше время большая часть трупов, использующихся в образовательных и научных целях, попадает на стол для вскрытия с предварительного разрешения самого усопшего, то так было далеко не всегда. До XIX века в Великобритании и многих других странах студенты-медики обычно могли учиться и практиковаться только на трупах казненных и самоубийц. Но когда в конце XIX века в Великобритании смертная казнь начала терять общественную поддержку и были приняты новые, более мягкие законы, медицинские школы оказались в весьма затруднительном положении. Желающих учиться становилось все больше, а препарировать было практически некого – в Эдинбурге, который в то время наравне с Болоньей и Падуей являлся настоящим европейским центром анатомических исследований, появлялось по два-три трупа в год.
Расхитители могил и серийные убийцы Уильям Берк и Уильям Хэр.
TopFoto
Расхищения могил стали настолько обычным явлением, что близким усопших приходилось сторожить могилы, а на кладбищах появились сторожевые вышки. Однако даже трупов из могил не хватало – чем свежее был труп, тем большую образовательную ценность он представлял. Двум дельцам не потребовалось много времени, чтобы в сложившейся ситуации додуматься до жуткой бизнес-идеи. В 1828 году два Уильяма, Берк и Хэр, вписали себя в историю медицины самым ужасающим образом: в течение года они продали местному анатому 17 человеческих тел в среднем по десять фунтов за каждое. Первый труп появился волей случая, а вот 16 следующих жертв встретили свою смерть от рук Берка и Хэра (некоторые источники пишут о 30 жертвах, но эти данные не находят подтверждения).