«С тем количеством спутников, которое у нас сейчас на орбите, мы не можем в полной мере обеспечить страну космическими услугами - связью, навигацией, дистанционным зондированием Земли», - сказал он «РИА Новости» 10 февраля 2023 года.
Спутники ДЗЗ могут использоваться как гражданскими организациями, так и военными, поскольку данные о поверхности Земли могут содержать, например, информацию о военных объектах. Связь и навигация также очень востребованы военными.
В 2022 году федеральная космическая программа была пересмотрена с учетом этой проблемы. Рогозин перед уходом с поста главы Роскосмоса успел адаптировать ФКП, приоритет в которой, по его словам, был отдан спутниковой группировке.
Он, кстати, тогда же передал в правительство проект следующей десятилетней ФКП-2025, в рамках которой предполагалось развивать второй этап лунной программы со станцией, сверхтяжелой ракетой и космическим кораблем. Ее детали неизвестны.
По словам Борисова, проблем с выполнением «Луны-25» не было уже в феврале 2023 года, поскольку технически этот аппарат уже был к тому моменту готов.
Тогда же в интервью «РИА Новости» он заявил, что остальные пуски в рамках программы - «Луна-26», «Луна-27» и «Луна-28» - состоятся. Однако говоря о будущей совместной российско-китайской станции, он выразился менее уверенно.
«Будем детально обсуждать роль и место России в совместной программе, чтобы достойно быть представленными, а не просто страной, которая поделится наработанными компетенциями», - сказал он.
Что произойдет с финансированием лунной программы, сказать трудно.
Россия ведет крупную войну, на которую нужно тратить много денег. Между тем исполнение нынешней программы уже идет с сокращениями выделенных средств.
Так, в 2022 году на исполнение ФКП было выделено 110856,8 млн рублей, а ее кассовое исполнение по итогам года составило 75196,08 млн.