Смотреть можно было ЭТВ и первую программу Центрального телевидения. В Таллинне, конечно, полутайно смотрели финское телевидение, если к телевизору был подключен декодер PAL. Каждый вечер в девять часов мы видели секундную стрелку, как говорят, самых точных часов в СССР, и начиналась программа «Время». Все остальное опаздывало и ничего не начиналось вовремя. Атмосфера была тяжелой из-за кляузничетва и новой политики русификации Карла Вайно. Будущее казалось совершенно безнадежным.
Сможет ли новый тематический парк достоверно передать эту атмосферу, или это будет всякая всячина, описывающая историю так же достоверно, как Арнольд Шварценеггер в форме советского офицера, говорящий по-русски с ужасным акцентом? Каково назначение такого тематического парка?
Если цель – ностальгия по советской эпохе, то строительство тематического парка совершенно неприемлемо. В Таллинне уже есть Музей оккупации (что c того, что небольшой) и экспозиция памятников оккупационного периода. В Музее под открытым небом представлен дом колхозников советских времен. Если продолжать этот ряд, то знакомство с историей силламяэского завода и с обустройством квартиры 1950-х годов кажется даже возможным. Но под вопросом все-таки остается контекст. И в остальном идея кажется, мягко говоря, абсурдной, особенно для тех, кто так или иначе боролся за восстановление нашей свободы: рискуя жизнью будучи диссидентом, участвуя в ночных певческих праздниках, в Балтийской цепочке.
Как мы дошли до ситуации, когда создается впечатление, что за европейские деньги восстанавливают кусочек СССР, чтобы с умилением вздыхать по нему? Основатели советского тематического парка должны быстро представить свои планы общественности и при необходимости изменить их, потому что мы не хотим возвращения тех времен, даже в виде тематического парка.