Эксперт по энергетике: Украина переживет зиму без особых проблем, а в аннексированном Крыму придется затянуть пояса (5)

Дмитрий Мороз
, журналист
Copy

Энергетическая война России против Украины ведется уже почти 20 лет. С тех самых пор, когда в 2004 году на первом Майдане Украина выбрала проевропейский вектор развития. Путин не смог простить такой разворот Киеву. Все это время попытки уничтожить украинскую энергетику со стороны Кремля не прекращались ни на день. О том, переживут ли украинцы новую военную зиму, что будет с газотранспортной системой Украины, и при чем тут Эстония, ведущий «Украинской студии» поговорил с гендиректором нефтегазового консультационного центра «Ньюфолк» Андреем Закревским.

- На днях бойцы ВСУ вернули под контроль Украины две бурильные платформы в Черном море, так называемые «Вышки Бойко». Политик из Партии регионов Юрий Бойко на должности министра энергетики Украины закупил их когда-то по завышенным ценам. Как вы считаете, Андрей, сможет ли этот объект, выступавший некогда символом коррупции, помочь Украине сделать энергетический баланс хоть немного позитивным в условиях войны и дефицита всех энергоносителей?

- Вы знаете, проект с вышками Бойко я называю вторым по «успешности» проектом компании НАК «Нафтогаз». Первый - это проект по разведке месторождений в Египте, с которого Украина фактически ничего не получила, а народ Египта обогатился ценной геологической информацией о месторождениях. Вот на втором месте со знаком минус я оцениваю проект с вышками Бойко.

Что получилось? Смотрите, когда Юрий Бойко был министром топлива и энергетики, Крым был по энергетике дотационным. Тогда в Крыму были отключения воды по часам, потому что не хватало электроэнергии для перекачки; газ был с плохим давлением, электроэнергия постоянно отключалась. И вот Украина принимает решение закупить установки для бурения на не глубоком шельфе Черного моря.

Покупает их: одну в 2010 году, вторая достраивается в 2012 году. И вот вышки приплыли через половину океана. На покупке одной вышки наши коррупционеры зарабатывали около 200 млн долларов. Ну и нажились еще на покупке буксиров, судового обеспечения, обучения персонала, прокладке трубопроводов и выводе газа на Крымский полуостров. Все это обошлось Украине где-то под миллиард долларов.

Если в 2010 году в Крыму добывалось 860 млн кубометров газа и его не хватало, то уже в 2012 году был 1,1 млрд кубометров газа, когда были задействованы Черноморские месторождения. В 2013 году прибывают вышки и на 500 млн кубометров повышается добыча газа. Крым начинает получать 1,6 млрд кубометров газа, а в 2014 году на момент начала агрессии Россия получает 2 млрд кубометров газа в год.

Аксенов рассказывает о том, что Крым стал энергетически независимым, но почему-то умалчивая, что это все «честно украдено» у Украины. В целом ущерб превышает сумму в 5 млрд долларов. Из этой суммы около 2 млрд - это ущерб, нанесенный Украине потерей этих вышек.

Если бы Янукович и товарищи не знали о том, что эти вышки в итоге отойдут Крыму, что эти месторождения в итоге будут аннексированы, то я не верю, что агенты Кремля, которые на тот момент были в нашем парламенте, кабинете министров, допустили бы это приобретение. Тем более, был вложен целый миллиард долларов, чтобы они заработали. Я думаю, что они уже тогда знали о готовящейся агрессии и нас просто очень сильно обокрали.

В прошлом году НАК «Нафтогаз» подал иск против России в Гаагский суд, с требованием возместить 10 млрд долларов. В апреле этого года суд вынес решение, чтобы возместить Украине 5 млрд долларов.

- Сейчас эти средства уже изыскиваются по миру, я правильно понимаю ситуацию?

- Да, их ищут по всему миру, арестовывают счета, компании, в том числе и в Эстонии. Вы же знаете, что у вас арестовали газпромовские терминалы. То есть, вот это уже идет в пользу взыскания вот этих долгов.

И повторюсь: если бы этих вышек не было, мы не открыли бы мелководный шельф в Черном море. Да, они помогли нашему врагу украсть у нас значительные средства, но их будущее значение очень велико.

У нас в Украине была такая стратегия «Тризуб», которая предусматривала, что в течении трех лет мелководный шельф Черного моря должен приносить нам 5 млрд кубов газа в год. Украина сейчас потребляет 18,5 млрд кубометров газа в год.

- А в каком состоянии сейчас эти вышки, пригодны ли они к дальнейшей эксплуатации?

- Судя по видео, которое предоставлено нашими разведчиками, все навесное оборудование с них снято. Но не забываем, что в прошлом году по ним был нанесен удар, там погибли люди и россияне с них ушли. То есть, с 20 июня прошлого года они использовались как военные объекты. Так вот в прошлом году Крым вместо 1,5 млрд кубометров газа добыл 0,6 млрд кубов.

- Но Крым же еще имеет трубу по Керченскому мосту из России.

- Да, то есть мы их заставили, чтобы они по трубе с материковой России закачивали в Крым как минимум миллиард кубических метров газа, для того, чтобы поддерживать инфраструктуру Крыма.

- Почему я вспомнил вообще эту историю: ведь, как известно, одна из причин этой войны - энергетика. И энергетическую агрессию против Украины Россия начала намного раньше 2014 года. Мы же помним все эти блокировки разработки украинских месторождений, которые блокировались руками российских лоббистов в украинском парламенте.

- Ну, давайте назовем фамилию Медведчук. Роль Медведчука как агента влияния тяжело переоценить.

Фактически все месторождения Украины на суше находятся в заключительной стадии разработки. Новых больших месторождений быть уже не может. Но у нас есть залежи так называемых плотных коллекторов. В Америке это назвали сланцевой революцией. У нас в Донецкой, Луганской и Харьковской областях этих коллекторов огромные толщи. Эти запасы оцениваются в триллионы кубических метров. По разведданным, по запасам такого типа мы занимаем второе место в Европе, и это не считая морские месторождения.

Так вот деятельность Медведчука была направлена на блокирование этих разработок. Россия и фильмы снимала, привлекала туда звезд шоу-бизнеса. Одновременно с этим «Газпром» финансировал разные акции протеста в США и Европе против разработки сланцевых месторождений.

В то же время Россия производила более 12 500 разрывов гидропластов в год.

- Это же известная российская доктрина «газ как оружие».

- Да, в результате деятельности Медведчука пострадала такая известная компания как Shell. Я помню, как под автомобили геологов ложились люди, подогреваемые российской пропагандой. Люди с выпученными глазами приходили и говорили, что у них уже отравлены колодцы, хотя никаких разработок еще не велось. С 2007 по 2014 годы, то есть семь лет подряд, шла эта кампания. Между тем, первые подобные разработки были в Украине еще в 50-е годы.

- Существующих мощностей добычи газа в Украине хватит для того, чтобы пережить будущую зиму? Учитывая атаки России на энергетическую инфраструктуры Украины.

- В прошлом году мы добыли примерно 18 млрд кубометров газа, и в этом добудем примерно столько же. Мы закачиваем его сейчас в подземные хранилища. Есть иностранный газ, есть газ частных компаний, но это не важно. Главное, что он физически есть.

В прошлом году газ еще и подставил плечо электрогенерации. Как известно, с углем, с логистикой были проблемы, по энергетической инфраструктуре били нещадно, и газоэлектрогенерация выручала наших энергетиков.

В этом году прогнозируется, что будут атаки на газовые системы Украины, но я не боюсь. Дело в том, что Россия фактически прекратила транзит газа в Европу, загрузка ГТС идет где-то на 7-15 процентов от всей мощности нашей газотранспортной системы. В то же время дожимных компрессорных станций у нас около 70 штук, а для поддержки внутреннего давления и инфраструктуры в Украине нам необходимо 18.

Что-то подобное было по трансформаторам в прошлом году, когда легла экономика и все незадействованные трансформаторы стали донорами запчастей для трансформаторов энергетической системы.

А если говорить про трубы, то большое их количество под землей, во-вторых, попробуй в метровую трубу попасть. Это непростая задача. Ну и даже в случае попадания, ну что же, взял трубы, собрал по полю и заварил. Это тебе не трансформаторы, которые сто процентов надо ремонтировать.

- А какова теперь дальнейшая судьба газотранспортной системы Украины, какое будущее ждет «трубу»?

- Если смотреть пессимистически, то, вероятно, лишние ветки газопровода будут порезаны и сданы на металлолом. Останется 15 компрессорных станций, которые будут обслуживать украинскую ГТС и подземные хранилища. На этом история Украины как логистического газового хаба закончится.

Есть фантастическая теория, когда из нескольких веток «Прогресса» одну оставим под газ, вторую покроем внутри полиэтиленом и будем использовать для передачи водорода, а третью будем использовать, например, для передачи аммиачной воды куда-нибудь на Европу. Это все возможно, но если этим очень серьезно заниматься.

И есть тот вариант, к которому склоняются все: он заключается в том, что лишние ветки все-таки будут отрезаны, но будут как транспортироваться смеси водородные, так и будут эти ветки использоваться как подземные хранилища для газа. Наша ГТС может использоваться европейскими трейдерами для хранения газа. Будет установлен баланс между LNG-терминалами в Европе и подземными хранилищами, в том числе и на территории Украины.

Смотрите запись полной версии беседы!

Комментарии (5)
Copy
Наверх