Правительство раскрыло тайну нового бюджета. Теперь мы знаем его объем, сумму доходов и расходов. Если сравнивать проект нового бюджета с текущим, то видно, что расходы растут медленнее, чем доходы, и это хорошо.
КОЛОНКА POSTIMEES ⟩ Подгоревший бюджет Каллас
А что нехорошо, так это заявление министра финансов Марта Вырклаэва о том, что уже ведутся дебаты по бюджету на 2025 год, которые должны продлиться до 1 июля следующего года. Если качество продолжающихся дебатов останется таким же, каким были сейчас, то дела плохи. А известие о том, что дебаты уже ведутся, действительно поражает.
А чем мы занимались последние несколько месяцев? От правительства постоянно звучали разнообразные сигналы: иногда мы делаем то, иногда мы делаем это... А в итоге процесс был вялым. Во-первых, информации было мало. Во-вторых, информация была запутанной и противоречивой. В-третьих, сроки согласования были максимально сжатыми, а заинтересованные группы в большинстве случаев ставились перед фактом. И не в стиле «бери или оставь» - возможности оставить вообще не было.
На ум приходит комментарий многолетнего лидера Партии реформ и премьер-министра Андруса Ансипа. По его словам, во время сокращения бюджета в период кризиса 2007-2008 годов правительство постоянно представляло общественности текущий обзор того, какие варианты есть и почему делается то-то и то-то. Люди могли обсудить это дома, они понимали, что происходит, и поддерживали.
Но в таких дебатах, как сейчас, мы не хотим участвовать. Непонятно, почему делается то или иное: разговор об управлении государственными финансами здесь не учитывается, поскольку он носит слишком общий характер. Непонятно, какие есть альтернативы и из чего выбирать. В результате возникает ситуация, когда затронутые целевые группы изо всех сил борются против налоговых изменений, и каждый тянет одеяло на себя.
Единственными, кто добился успеха, являются гостиницы и предприятия размещения, повышение НДС которых, вероятно, будет меньшим, чем планировалось.
Дебаты дебатами, но некоторые камерные тона уже прозвучали. Во-первых, правительство решило пойти по пути скорее увеличения налоговых поступлений, чем сокращения расходов. Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс заявил на пресс-конференции: «Берем оттуда, откуда можем». Судя по языку тел членов правительства, вероятно, только Ляэнеметс и останется за налогообложение прибыли банков, но в нынешней экономической ситуации и с эстонских предпринимателей взять особо нечего.
Министр финансов Март Вырклаэв добавил на той же пресс-конференции: «Мы не можем довести людей налогами до бедности». С этим можно только согласиться. Но что это означает на практике, вероятно, покажут налоговые дебаты.
Во-вторых, правительство решило пойти по пути «повышения эффективности услуг и пособий, ориентированных на потребности» и приступило к пересмотру госбюджета по министерствам. Гранты будут зависеть от потребностей. Означает ли это, что пенсии и детские пособия более состоятельным людям будут сокращены? Это совершенно отдельная история, ход которой будет понятен в ближайшее время.
До сих пор неясно, как правительство намерено стимулировать эстонскую экономику к росту в кризисной ситуации. В любом случае, философия бюджета к этому не стремится. Поскольку премьер-министр, возглавляющая процесс, кажется очень ненадежной, предложения по бюджету также не могут казаться надежными. И можно быть более чем уверенным, что налоговые дебаты также обернутся в парламенте чем-то очень отвратительным.