МНЕНИЕ Нейтралитет Швейцарии как якорь проукраинской политики Европы

Президент Швейцарии Ален Берсе с секретарем Совета Европы Марией Пейчинович Бурич.
Президент Швейцарии Ален Берсе с секретарем Совета Европы Марией Пейчинович Бурич. Фото: ANTHONY ANEX / EPA / SCANPIX
  • У Швейцарии нет ясной позиции по вопросу военной поддержки Украины
  • По мнению украинцев, в российское вооружение попадет техника швейцарских компаний
  • ЕС следует пересмотреть отношения с друзьями, проводящими противоположную политику.

В среду, 4 октября Европарламент одобрил доклад по Швейцарии, в котором содержится призыв к укреплению доверия между ЕС и Швейцарией. В свете этого европейскому политическому сообществу, возможно, следует более критически осмыслить ценности, на которых основывается такое сотрудничество, пишет студентка третьего курса политологии Инес Эдур.

У Швейцарии нет ясной позиции по предоставлению военной помощи Украине. Политика нейтралитета страны до сих пор сопровождалась позицией о том, что никакое оружие не будет поставляться странам, участвующим в конфликте. В то же время масштабный конфликт в Украине за последние полтора года изменил аналогичные ценности в других странах. Присоединение Швейцарии к европейским санкциям против России в начале войны также было отмечено как революционное - «конец нейтралитета».

Однако активное начало весны 2022 года в поддержку Украины осталось лишь приятным заголовком в СМИ. Весной этого года европейские страны - Германия, Испания и Дания - оказались в беде из-за того, что Швейцария запретила передачу в Украину оружия собственного производства. Минобороны Германии запросило у Берна разрешение на поставку в Украину боеприпасов швейцарского производства, которые используются в зенитно-ракетных комплексах «Гепард». Все закончилось тем, что немцам пришлось начать производство собственных боеприпасов.

Насколько нейтральна Швейцария? 

По словам президента страны Алена Берсе, боевые действия не являются частью ДНК Швейцарии. В прошлом они, похоже, не были столь настороженны в отношении поставок оружия, как во время поддержки Украины. По данным издания Foreign Policy, оружие швейцарского производства поставляли в Афганистан, саудовские вооруженные силы в Йемене используют штурмовое оружие против гражданских целей. Таким образом, похоже, что причина препятствия поставкам оружия заключается не столько в нейтралитете «ДНК страны», сколько в участии России.

Например, по данным Независимого антикоррупционного комитета Украины (НАКО), базирующийся в Цюрихе производитель микрочипов мирового класса U-Blox осуществил 14 поставок в Россию во время войны через китайские компании. В качестве другого примера NAKO приводит швейцарскую компанию Galika AG с российскими дочерними предприятиями, которая в апреле этого года все еще поставляла технику на российские военные заводы, не попав под санкции Берна.

Президент Швейцарии Ален Берсе с украинским коллегой Владимиром Зеленским.
Президент Швейцарии Ален Берсе с украинским коллегой Владимиром Зеленским. Фото: Peter Klaunzer / EPA / Scanpix

Если, к примеру, парламент действительно не может контролировать поставки в Россию через третьи страны, то он должен контролировать российские активы, лежащие в банках внутри страны.

По словам властей Швейцарии, им известно о российских активах в стране на сумму около 50 миллиардов долларов. По прогнозам банков, их стоимость превышает 200 миллиардов. Однако, по прогнозу независимых аналитиков НАКО, в Швейцарии находятся российские активы на сумму более 400 миллиардов долларов США.

Действительно ли Швейцария, которая обладает финансовыми гарантиями богатейших стран и предприятий мира, ошибается в таких расчетах почти в десять раз? Или бездействие государства обусловлено ценностями?

Причины бездействия

Швейцарская народная партия (ШНП) занимает большинство мест в швейцарском парламенте, и ее члены, похоже, имеют такое же отношение к «европейской культуре вовлеченности» или политике ЛГБТ, что и президент восточного соседа. Во время войны пропаганда Путина также явно включала в себя линии, призванные побудить европейских правых популистов оставаться пассивными в поддержке Украины.

В лагере левых и зеленых кодекс нейтралитета придерживается пацифизмом, не осознавая, что нейтралитет, который явно служит интересам агрессора, не является нейтралитетом.

Чтобы быть убедительным и конкурентоспособным на международной арене, ЕС должен критически взглянуть на свои отношения с друзьями. На каких ценностях основаны эти связи и не идет ли политика, проводимая другой стороной, вразрез с политикой самого ЕС. В настоящее время мы видим явное расхождение в работе между Швейцарией и союзом - не должна ли последовать какая-либо реакция?

European Sky Shield

С точки зрения вклада Швейцарии в оборону положительным моментом является интерес к участию в европейской программе противовоздушной обороны Sky Shield. Это инициированная Германией программа, к которой присоединились 17 стран, готовых внести свой вклад в общую защиту европейского воздушного пространства. В июле этого года Австрия, еще одна страна, придерживающаяся нейтралитета, объявила о своем намерении присоединиться к Швейцарии.

Наверх