МАРТИН ЭХАЛА Русский ребенок должен попасть в эстонскую школу (3)

Copy
Школа. Иллюстративное фото.
Школа. Иллюстративное фото. Фото: maroke/shutterstock

На прошлой неделе наступил момент истины относительно перехода на эстонский язык обучения, когда Таллинн заявил, что часть эстонских первоклассников может оказаться в русской школе, поскольку по логике перехода все первые классы с осени будут преподаваться на эстонском языке, пишет журналист Мартин Эхала. 

Реакция общества была ожидаемой. Многие заявили, что эстонских детей не следует отдавать в такую ​​«эстонскую» школу и что Кылварт планирует зловещей уловкой превратить эстонцев в противников перехода. Конечно, никого нельзя насильно заставить пойти в русскую школу. Но реакция общества беспощадно показала, что следует задуматься об уровне образования на эстонском языке в русских школах.

Это должно заставить задуматься о том, что это реальность для русских детей, идущих в первый класс. Ведь это не класс языкового погружения, куда родители, ценящие знание эстонского языка, добровольно отправляют своего ребенка и где используется специальная методика. Переход на эстоноязычное образование так же обязателен для всех русскоговорящих студентов и преподавателей, как переход на русскоязычное образование был для эстонских студентов и учителей в конце XIX века. Это шоковая терапия.

Таллинн и Центристская партия уже много лет повторяют, что нам не хватает компетентных преподавателей и учебных материалов. Политические оппоненты обвинили Центристскую партию в действиях против перехода на эстоноязычное образование. Нет сомнений в том, что Таллинн и вправду действовал против образования на эстонском языке. Но проблемы также реальны, а не являются политическим оправданием.

Нереалистичность русской школы с эстонским языком обучения понимают и родители, которые предпочли бы выбрать для своего ребенка эстонскую школу с эстонской языковой средой и эстоноязычными учителями. Однако и эстонские школы к такому переходу не готовы, о них никто не подумал. Есть школы, ориентированные на обучение в многоязычном классе, где учителя владеют методикой и имеют опыт. А есть эстонские школы, где учителя уже стонут из-за чрезмерного количества русских учеников и пытаются как-то справиться.

Фактически русскоговорящих первоклассников следует сразу отправлять в эстонские школы, но так, чтобы они не составляли более 30 процентов от общего количества класса.

Об Ида-Вирумаа и говорить нет смысла. Родители там даже не могут выбрать эстонскую школу. Но в Таллинне это возможно. Фактически русскоговорящих первоклассников следует сразу отправлять в эстонские школы, но так, чтобы они не составляли более 30 процентов от общего количества класса. Это была бы гораздо более посильная задача, чем перевод всех русских школ на эстоноязычное образование. Это также было бы более эффективно и справедливо.

Конечно, для этого необходимо обеспечить в эстонских школах классы языкового погружения и помощников учителей. Следует также организовать школьные автобусы из Ласнамяэ в эстонские школы. Возможно, некоторые школы придется разделить и создать рядом с ними новые, чтобы вместить всех учеников.

Принудительное введение обучения на эстонском языке в русских школах создаст «пятую колонну». Потому что знание языка не гарантирует настроенность и жизненную позицию, особенно если сегрегация сохранится и академические результаты русских школ, переведенных на эстонский язык, начнут снижаться.

Наверх