АНДРЕЙ КУЗИЧКИН Эстония давно вступила в войну, но многие этого еще не поняли (13)

Copy
Андрей Кузичкин.
Андрей Кузичкин. Фото: Postimees

Любое решение эстонского правительства, направленное или на поддержку Украины, или на прямое укрепление собственной обороноспособности Эстонии, вызывает в определенных кругах волну критических замечаний. Их суть - война в Украине никак не касается Эстонии, если не злить Россию, то можно будет тратить деньги не на оборону, а на социальные нужды. Публицист Андрей Кузичкин указывает на опасную наивность таких представлений и подчеркивает, что Эстония уже давно находится в состоянии войны, пусть даже на нас и не падают бомбы и снаряды.

Когда правительство Эстонии принимает решение об увеличении военных расходов или утверждает дополнительный бюджет для оказания помощи украинским беженцам, в русскоязычном сегменте эстонских медиа и в соцсетях начинается вой: «А-а-а-а!!! А причем здесь Эстония??? Мы-то с кем воюем?!» И мне часто приходится объяснять этим непонятливым людям, что на самом деле Эстония давно находится в состоянии войны с Россией. Но война эта носит гибридный характер, поэтому линия фронта не так очевидна, враг замаскирован, а оружие применяется секретное и выстрелы его не слышны.

Российские гибридные атаки на Эстонию идут с 1991 года

Со дня восстановления независимости Эстонской Республики российские спецслужбы выбрали нашу страну одной из своих стратегических целей. Система глобальной безопасности диктует свои правила, поэтому безопасность внешних границ России реально всегда заботила Кремль, одержимый к тому же исторической паранойей.

На первом этапе - в 1991-2004 гг. - усилия России были направлены на предотвращение вступления Эстонии в ЕС и НАТО. Для этого внутри Эстонии формировались политические группы евроскептиков и противников НАТО, в 1993 году была предпринята попытка проведения в Нарве и Силламяэ «референдума об автономии». Кремль не скрывает своих попыток разыгрывать «русскую карту». Одновременно российские эмиссары в европейских столицах старались нанести максимальный урон имиджу Эстонии.

Когда этот план реализовать не удалось, начался второй этап войны с Эстонией - 2004-2014 гг. В этот период в Эстонии создаются широкое пророссийское лобби и развитая шпионская сеть, вербуются агенты влияния из числа лидеров общественного мнения, начинается применение «мягкой силы» в виде масштабного эстонско-российского культурного сотрудничества, реализуются проекты патриотической направленности по увековечению памяти о Великой отечественной войне, финансируется строительство православного храма в Ласнамяэ.

Президент РЖД Владимир Якунин, официально назначенный «смотрящим» за Эстонией, открывает свой офис в самом сердце Старого Таллинна и начинает мобилизацию эстонской элиты для расширения сотрудничества с Россией. Российские капиталы хлынули в Эстонию потоком. Российские бизнесмены скупают коммерческую недвижимость в Таллинне, в Нарве-Йыэсуу, инвестируют в портовую инфраструктуру и в сеть отелей.

В 2007 г. российские спецслужбы организуют массовые протесты в Таллинне и Ида-Вирумаа в связи с переносом «Бронзового солдата», чтобы проверить на прочность действующую власть в Эстонии и сделать посговорчивее своих эстонских бизнес-партнеров. Однако тогдашний премьер Андрус Ансип четко дал понять, кто в эстонском доме хозяин, и российские чекисты на время переключились с подрывной деятельности на предпринимательскую.

Координацией применения «мягкой силы» занялось посольство РФ

Более того, через год после «бронзовой ночи» в МГИМО открывается Центр североевропейских и балтийских исследований. На церемонии присутствует посол Эстонии в России Марина Кальюранд. Полагаю, что госпожа посол была не в курсе, что за созданием центра стояли российские спецслужбы, а сама структура в последующие годы служила инструментом для сбора о странах Балтии разведывательной информации из открытых источников.

При этом в самой Эстонии российское посольство пользуется поддержкой центристов и ведет себя довольно развязно, например, позволяя публичные оценки в адрес проводимых реформ в сфере образования. А когда в 2009 года гимназист Таллиннской Мустамяэской реальной гимназии Сергей Метлев поставил на место российского посла, призвав его не защищать русских учеников, которые в защите российского посольства не нуждаются, то в эстонских медиа была организована травля гимназиста, при этом руководство гимназии принесло извинения послу за своего ученика.

Охлаждение отношений

События на киевском Майдане, война на востоке Украины и аннексия Крыма в 2014 году ознаменовали переход в отношениях между Эстонией и Россией от дружбы к охлаждению. Компания РЖД, по сути, уполномоченный ФСБ для работы по Эстонии, свернула свою деятельность, и весной 2015 года из Таллинна в Москву отправился последний поезд.

В этот же год Якунин лишился своего поста президента РЖД. «Крышей» для российских резидентов в Эстонии становится российское посольство. Активизируется работа с различными правозащитными организациями, под вывеской которых скрываются провокаторы и завербованные агенты. Против Эстонии начинается информационная война. Различные медиаресурсы и компании, занимающиеся политической рекламой, используются для продвижения кремлевских нарративов о систематическом нарушении прав человека в Эстонии, о дискриминации русскоязычных граждан, о героизации нацистов, об ущербе, которое причиняет Эстонии членство в НАТО.

Запускаются мемы на исторические темы об Эстонии как «территории юденфрай». Советская оккупация объявляется мифом, вхождение Эстонии в СССР называется добровольным. Под сомнение ставится независимость Эстонии, страна объявляется «марионеткой Вашингтона». Известные журналисты и писатели, например, Димитрий Кленский, для пропаганды своих антиэстонских мифов используют в качестве трибуны российские информационные агентства и телевидение.

В самой Эстонии открыто действуют прокремлевские информационные ресурсы, например, агентство Sputnik. Кремль по-прежнему пытается использовать русскоязычное население Эстонии в качестве «троянского коня» или «пятой колонны». Для этого Эстония в российском информационном пространстве позиционируется как «исторически русская земля, купленная Петром I у Швеции». Апогеем попыток насильно привязать Эстонию к России становится объявление в 2019 году Таллинна столицей «Тотального диктанта» - проекта популяризации русского языка.

Переход к конфронтации

После 24 февраля 2022 года отношения Эстонии и России вступают в новую фазу - открытой конфронтации. Блокируются каналы российской пропаганды, вводятся масштабные санкции против России и россиян, ограничивается деятельность посольства России. Принимаются и другие меры по международной изоляции России - меры правильные и нужные. Только опоздали они лет на 10. Именно аннексия Крыма должна была стать триггером для процесса постепенного обескровливания и выдавливания путинского режима из международного пространства. А теперь мы вынуждены платить за войну с этим режимом двойную, а то и тройную цену.

Путинский режим не оставляет попыток дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Эстонии. Главный инструмент - вмешательство в выборы. Информационная поддержка Айво Петерсона и Олега Иванова на прошедших парламентских выборах это хорошо иллюстрирует. Но основная задача Кремля - разрушение европейской солидарности по отношению к Украине.

Для этого российские спецслужбы провоцируют каскад региональных конфликтов, например, на Ближнем Востоке. В результате растет поток беженцев и увеличивается миграционное давление на Европу. Страх европейского общества перед мигрантами, усиленный с помощью российской пропаганды, заставляет избирателей голосовать за правопопулистские партии, выступающие против мигрантов. Именно так к власти в Словакии пришел пророссийский и антиукраинский блок политических партий.

В Германии Кремль сделал ставку на партию «Альтернатива для Германии», популярность которой быстро растет и в восточных, и в западных землях. В Эстонии пророссийские партии не участвуют в большой политике. Но я рассматриваю хорошо срежиссированную кампанию по дискредитации Каи Каллас как попытку России создать кризис в Эстонии и спровоцировать досрочные выборы в Рийгикогу. Если победит партия, которая опять удалит флаг Евросоюза из парламента, Кремль это будет считать своей большой победой.

Недооценка противника недопустима

Враг силен и коварен. Тот, кто называет Россию страной из «говна и палок», а путинский режим «колоссом на глиняных ногах» и ждет скорого развала России, просто тешит свое самолюбие и упивается иллюзиями. Или тем самым маскирует свои страхи и бессилие перед очевидными угрозами. В военном искусстве действует четкий императив: противника нельзя недооценивать. Эстония уже вступила в войну. И несет большие расходы. Это более миллиарда евро на укрепление безопасности, закупку современного вооружения, строительство полигона в Нурсипалу, развитие разведывательной инфраструктуры.

Это и более 70 млн евро на прием и поддержку украинских беженцев. Если бы не война в Украине, эти деньги можно было бы использовать на разные нужные для Эстонии проекты - строительство Rail Baltica, атомной электростанции или туннеля между Хельсинки и Таллинном. Или на повышение пенсий, социальных выплат и зарплат в бюджетной сфере. Но… Мы не выбирали войну, война выбрала нас.

Да, пока на Таллинн не падают ракеты. Мы их видим по телевизору и в интернете: горит Украина, пылает Израиль… Но это - сегодня. А завтра… Война в глобальном мире высоких технологий может из телевизора или интернета ворваться в нашу жизнь внезапно и без предупреждений.

Так случилось 24 февраля 2022 года в Украине. Так произошло 7 октября 2023 года в Израиле. И, возможно, первый удар по Эстонии уже тоже нанесен - 8 октября, когда были явно намеренно повреждены кабель связи и газопровод Balticonnector между Финляндией и Эстонией. Боюсь, правды о том, что случилось на самом деле, мы так и не узнаем; безрезультатное расследование подобного инцидента на «Северном потоке» это подтверждает. Однако «российская версия» диверсии кажется максимально правдоподобной.

Совет древних римлян актуален: ответьте на вопрос - Cui prodest?/Кому выгодно? Выгодоприобретатель в этом случае, безусловно, Россия: потери «Газпрома» от сокращения экспорта газа и падения цен на газ уже составили 30%, вместо прибыли получены убытки. После начала войны в Израиле и инцидента на газопроводе в Балтике цены на газ на мировых рынках подскочили в полтора раза. Кроме того, у Путина давно чешутся руки, чтобы преподать урок ненавидимой им Эстонии и наказать «изменницу» Финляндию, которая из лучшего друга России превратилась во врага и члена НАТО.

Тем более, что в России давно работали над конструкцией подводных дронов-диверсантов. Это, например, высокоманевренный «Статус-6» (в классификации НАТО Kanyon). Дрон оснащен ядерной силовой установкой и передвигается практически бесшумно на предельно малых глубинах. Применение четырех гребных винтов и свободной турбины дает возможность управлять скоростью движения. То есть при необходимости аппарат сможет или замедлить ход, или даже полностью остановиться и зависнуть в толще воды. Таким образом, боевой подводный робот имеет способность «крадучись» пробираться в порты по фиордам и проливам, заходить в каналы и даже в доки и подземные укрытия.

Вторая российская разработка, уже используемая в Черном море в войне против Украины, это боевой робот-сапер «Уран-6», он управляется дистанционно по радиосвязи. При этом оператор может находиться на расстоянии до 800 м от робота. Робот может производить взрывы обнаруженных устройств или транспортировать взрывные устройства.

Для Эстонии, имеющей обширную береговую линию, такие подводные дроны представляют большую угрозу. Поэтому где-то война начинается с падающих ракет, а в Эстонии может начаться с всплывающих дронов. То, что такой сценарий реален, доказывает новая информационная атака в российских медиа против стран Балтии: в интернете уже появились десятки сообщений о возможном нападении России на Эстонию и Латвию.

Пафосный пацифизм неуместен

Да, конечно, в Эстонии достаточно людей, симпатизирующих Путину и России. Именно они генерируют настроения, которые можно трактовать как капитулянтство. Их главный месседж: давайте жить дружно, долой НАТО, долой оружие! Это и есть основные лозунги движения Koos, лидеры которого оказались изменниками. Конечно, каждый имеет право на собственное мнение. Только не сегодня, когда уже идет война.

Поэтому каждый, кто рассуждает о возможности «дружбы» с Путиным, признанным 13 октября 2023 года Парламентской ассамблеей Совета Европы диктатором, должен сделать выбор: уважать европейские ценности или московское беззаконие, жить в Эстонии или в России, быть патриотом или предателем. Третьего не дано.

Наверх