Замерзающий Донбасс, дырявые трубы и запрет УПЦ МП. Обзор событий в Украине

Сергей Гармаш
, аналитик, журналист
Copy
Фото: Filmikaader

Можно говорить о том, что в Украине идет российское контрнаступление, дать Донбассу воду и отопление почти невозможно. Украина запретила деятельность православной церкви Московского патриархата. Эти темы были в центре внимания в Украине последние семь дней, пишет украинский журналист Сергей Гармаш.

Войну в Украине называют Первой дроновой. И действительно, беспилотная авиация, когда FPV-дрон за 400 долларов уничтожает технику, стоящую миллионы, - это главное отличие современной войны от предыдущих.

В то же время, основную роль в военных действиях, как и тысячелетия до нас, играет пехота, люди стоящие на позициях, либо двигающиеся вперед, чтоб захватывать позиции врага. И вот здесь за тысячелетия почти ничего не изменилось - пехота вкапывается в землю: живет в окопах и блиндажах, а теперь еще и передвигается по подземным тоннелям – все как в Первую мировую.

Использовать тоннели россияне начали во время начавшегося наступления на Авдеевку. «Роют тоннели поближе к нашим позициям. Во-первых, для маскировки. Во-вторых, чтобы где-то вынырнуть ближе к нашим позициям неожиданно», - рассказал на украинском телевидении представитель 110-й механизированной бригады ВСУ Антон Коцуконь.

Он же сообщил и о новаторстве российской армии: «Наши разведчики зафиксировали использование россиянами роботизированных машинок, которые выполняют функцию таких транспортных машинок дистанционного управления, боекомплект подвозят... Это какие-то специализированные машинки, они довольно большие, которые могут брать на себя нормальный вес».

Нужно признать, что соединение старых, уже забытых методов ведения войны с новыми технологиями и возвращением к практике мясных штурмов дают положительный для россиян эффект. Аналитики фиксируют продвижение войск РФ западнее Авдеевки. Также, наступательные действия резко активизировались на других направлениях Донецкой области.

Фактически можно говорить о том, что в Украине идет, теперь уже, российское контрнаступление. Впрочем, Путин назвал это активной обороной. Вероятно, чтоб не формировать у россиян завышенные ожидания, которые могут иметь электоральные последствия на мартовских выборах, в случае его провала.

Взять Донбасс до конца года

И украинские, и российские источники сообщают, что Кремль поставил перед Генштабом ВС РФ новый срок захвата Донецкой области – до 31 декабря. На это брошены все ресурсы российской армии. «Освобождение» Донбасса необходимо кремлевскому старцу не только для создания позитивного предвыборного фона, но и с точки зрения заморозки конфликта.

Россия постоянно заявляет о готовности к «мирным переговорам» с Киевом, но «с учетом сложившейся территориальной реальности». Однако не зря даже западные политики говорят, что к переговорам сегодня не готовы ни Киев, ни Москва. Дело в том, что как раз самого Путина не может устраивать «сложившаяся территориальная реальность».

«ДНР» обозначила в «конституции» свою территорию - в административных границах Донецкой области. И именно в этих границах она была аннексирована Россией и названа российской территорией. Поэтому, пока не захвачена вся территория Донецкой области, Кремль не может закончить «СВО» и перейти к излюбленной тактике замороженного конфликта, то есть, к войне на истощение. Поэтому несмотря на скромное название российского контрнаступления, ставки на него сделаны очень высокие.

В свою очередь, действия ВСУ в Херсонской области тоже вызывают аналогии с прошлым, но уже со Второй мировой. Украинцам удалось занять плацдарм на тщательно обороняемом левом берегу Днепра. Если они смогут взять под полный контроль село Крынки, то получат базу для масштабного наступления, направленного на разделение российских войск и перерезание их логистики.

Это важно, поскольку приблизит реализацию главой цели Украины на Южном фронте - перерезание сухопутного коридора из РФ в Крым. В связи с этим, многие вспоминают операцию по высадке союзников в Нормандии.

Хотя сами украинские военные сомневаются в такой возможности, поскольку россияне не только возвели мощные укрепления и заминировали подходы к своим позициям, но и активно используют авиацию. В то время как ВСУ фактически не имеет поддержки с воздуха.

Россия не греет

И снова в Донбасс, теперь на оккупированную территорию. В Украине, в том числе и на захваченной россиянами части Донецкой области, сейчас бабье лето – удивительно теплые, солнечные дни. В то же время уже фиксируются минусовые температуры по ночам и приближение зимы становится все более ощутимым. А с ним все сильнее становятся и тревоги жителей оккупированных городов.

Так, в понедельник оккупационная администрация Донецка сообщила, что «из-за прорывов на теплотрассах и перебоев в подаче воды без отопления остается 1442 многоквартирных дома и 144 объекта социальной сферы».

То есть, по сути, несмотря на начало отопительного сезона, десятки тысяч дончан сидят без тепла. И проблемы, которые к этому привели, являются уже хроническими для Донецка. Поскольку город не только оказался лишенным водоснабжения после начала «СВО», но и до этого восемь лет не занимался капитальными ремонтами своих теплосетей.

Россияне не выделяли на это денег, надеясь в качестве «Троянского коня» всучить Донбасс Украине на условиях «Минских соглашений». То есть, намеренно создавали проблему, которая сегодня легла на плечи жителей «столицы» «ДНР». Во-первых, чтоб греть воду в котельных, нужно, чтоб эта вода бесперебойно подавалась. А в Донецке она по прежнему дается по нескольку часов один раз в два дня.

Во вторых, даже запуск водовода «Дон-Донбасс», который должен был частично решить проблему водоснабжения, эффекта дал очень мало, поскольку большая часть воды просто не доходит до потребителя из-за ветхости сетей.

Так, еще в 2021 году физический износ труб в «ДНР», по данным компании «Вода Донбасса», составлял 70-90 процентов. Из-за чего терялось около 50% воды. В самом Донецке, по заявлениям «властей», на начало этого года износ труб составлял 85% и только через десять лет они планируют уменьшить эту цифру до 30%.

Еще хуже ситуация в городах, которые были захвачены РФ после февраля 2022 года. Они практически разрушены. Поэтому в них восстановить отопление в ближайшие годы просто нереально. Это опять же – если россияне вообще ставят перед собой такую задачу, учитывая нестабильность фронта.

Так, например, оккупационные власти Кременной Луганской области, в которой до войны проживало почти 20 тысяч населения, похвастались, что там запущена одна котельная, которая «обеспечит теплом административные здания».

Оккупационные СМИ используют эту ситуацию, чтоб прорекламировать шефскую помощь российских регионов, закрепленных за каждым городом, но помощь России пропагандисткая, а не реальная. Вряд ли она может быть другой. Россияне просто не могут решить проблему Донбасса, поскольку сами не справляются с ней даже у себя дома.

Вот, в качестве иллюстрации данного утверждения, несколько цифр с сайта правительства соседней с Донбассом Ростовской области РФ. Оказывается, физический износ сетей там составляет 74,86 процента. А в таком городе как Гуково, уже 80 лет живущем без войны, «уровень амортизационного износа водопроводных сетей составляет 90%». Куда уж тут донецким «хохлам» помогать...

И смех и грех

Одним из громких событий минувшей недели в Украине стало принятие в первом чтении законопроекта, который СМИ для упрощения назвали «законом о запрете УПЦ МП», то есть, Украинской православной церкви Московского патриархата.

Новость вызывала разную реакцию. Одни - в частности, политики - использовали ее для пиара. Другие искренне радовались уничтожению в Украине церкви государства, убивающего украинцев. Третьи сожалели, что религиозный вопрос политизируют, поскольку можно закрыть храм, но нельзя изменить веру человека в его голове.

Поскольку религиозные чувства - одни из самых сильных, то политики получат краткосрочный электоральный эффект, но Украинское государство - долгосрочную нелояльность огромного числа обозленных теток в платочках.

Как бы в оправдание и обоснование этого шага уже на следующий день СБУ объявила о направлении в суд обвинительного акта в отношении настоятеля Киево-Печерской Лавры, митрополита УПЦ МП Павла. Его обвиняют в подрывной деятельности против Украины. Одним из эпизодов обвинения является то, что Павел якобы публично отрицал существование украинского государства.

И вот тут возникает вопрос: если священники этой церкви действительно работали против своей страны, то это - уголовное преступление, и государство может судить их как обычных граждан, не политизируя церковные вопросы. Однако команда Зеленского решила запретить промосковскую церковь именно политическими инструментами.

Национальность украинского президента может быть использована россиянами для объяснения происходящих «гонений» и с учетом этого они будут трактоваться в РФ и среди миллионов сторонников УПЦ МП в самой Украине. И это очень серьезно!

Но самое глупое - это то, что распиаренный политиками законопроект «о запрете УПЦ МП», на самом деле таковым не является! По мнению многих экспертов, его принятие «существованию Моспатриархата в Украине на практике почти ничем не угрожает».

Оказывается, из десятков законопроектов, депутаты приняли за основу правительственный, который популярное «Зеркало недели» назвало «наиболее травоядным» из всех. Да, он запрещает религиозные организации, руководящиеся Москвой. «Но, - то, что мы имеем в виду под УПЦ МП, "организацией" с юридической точки зрения не является», – указывает автор издания.

Соответственно, по его словам, «власти будут  вынуждены «прекращать деятельность» не «церкви с центром сами-знаете-где», а отдельных приходов и организаций. Последних в Украине насчитывается более 10 тысяч». Чтобы их запретить, поясняет «ЗН», нужно будет по каждой из них провести «религиоведческую экспертизу деятельности религиозных организаций по выявлению подчиненности в канонических и организационных вопросах центрам влияния религиозной организации».

После этого религиозные организации получат предписания, которые они могут выполнить, а могут и не выполнить. И только после этого появится возможность подать против них иски, которые они смогут опротестовывать по всей судебной вертикали.

«Следовательно, взятый за основу законопроект не просто не является законом о запрете УПЦ МП: его вообще принимают не для того, чтобы хоть как-то задеть московских попов», - резюмирует «ЗН».

И в связи с этим возникает вопрос: зачем делать из Московской церкви «церковь-мученицу», настраивать против украинского государства миллионы религиозных людей, если все это ничем ей не вредит и, по сути, является просто информационным шумом? Хуже дурака может быть только патриотически настроенный дурак!

Справка об авторе

Сергей Гармаш – украинский журналист и писатель. Родился в г. Енакиево Донецкой области. Закончил Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Работал корреспондентом Енакиевской независимой газеты «Панорама» (1991—1993);

редактором Енакиевского городского радио (1993–1996);

корреспондентом Радио «Свобода» в Донецкой области (1996–2004);

корреспондентом Интерфакс-Украина в Донецкой области (2001–2003).

С 2002 года – главный редактор интернет-издания «ОстроВ».

В мае 2014 года переехал в Киев.

С 9 июня 2020 года представлял Донецкую область в Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины.

Лауреат премии имени Герда Буцериуса «Свободная пресса Восточной Европы» и кавалер ордена «За заслуги» III степени за весомый личный вклад в развитие украинской журналистики, многолетний добросовестный труд и высокое профессиональное мастерство.

Комментарии
Copy
Наверх