Осенью в издательстве Freedom Letters вышла книга Дмитрия Быкова «VZ». В ней на 500 страницах рассказывается о самом известном сейчас носителе этих инициалов – Владимире Зеленском. Это не биография в строгом смысле слова – скорее, публицистический роман, который состоит из трех частей. Они называются «Комедия», «Трагедия» и «Мистерия»: лидер украинской нации уже не играет роль античного героя, а является им. Rus.Postimees узнал у автора книги, зачем он ее написал и что хотел сказать.
Сначала герой интервью долго расспрашивал журналиста Rus.Postimees, как там дела в Европах. С других континентов многое видится в другом свете, чем из страны, непосредственно граничащей с поджигателем войны. Быков уже какое-то время живет в США, куда его пригласил Корнелльский университет. Писатель, казавшийся до мозга костей московской приметой, привык называть своим старшим соседом Владимира Набокова, который тоже когда-то преподавал в Корнелле. После получаса общения журналист уточнил, как насчет интервью. Реакция была меланхоличной…
- О своей книге я сейчас предпочитаю говорить поменьше. Во-первых, она новая, ее еще мало читали. Во-вторых, сейчас у Зеленского некоторая точка бифуркации, поэтому разговор о нем будет интереснее в конце года.
- Так ты что, вообще не собираешься отвечать на мои вопросы?
- Ну, давай на два вопроса я тебе отвечу, чтобы не выйти из хронометража! А фундаментальное обсуждение «казуса Зеленского» отложим до неопределенных времен.
- Да мы и не собирались обсуждать казус Зеленского, мы твою книгу собирались обсуждать.
- А, ну, это можно, это с удовольствием.
- Как же так вышло, что символом своей победы Россия выбрала инициалы своего главного врага? Ты сразу обратил на это внимание?
- Да, меня поразило, что инициалы Зеленского – это символы так называемой «спецоперации». И я честно не понимал, как другие этого не видят. Кстати, инициалы не только Зеленского – это еще и главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Либо у Украины есть тайные симпатизанты среди российских пиарщиков, либо бог действительно шельму метит и заботится о наглядности. Мне уже некоторые украинцы сказали, как глубоко они оскорблены этим сближением, но, как известно, если ищешь повод обидеться, то быстро его найдешь.