Школа по интересам Тондираба: первый шаг к профессии

Бывший директор школы по интересам Тондираба Сергей Пчёлкин.
Бывший директор школы по интересам Тондираба Сергей Пчёлкин. Фото: Anastasija Tido

​Подготовка к переходу русских школ на эстонский язык коснулась не только основного образования и детсадов. Образование по интересам – очень важная часть образования со своими особенностями. Его тоже хотят видеть хотя бы частично эстоноязычным, но объем и сроки этого «частично» никто не определил.

Утром в пятницу в школе по интересам Тондираба, которая находится в Ласнамяэ, людно и шумно: дети носятся и обмениваются новостями, педагоги открывают классы. Признаться, меня всегда изумляло количество малышей с рюкзаками, которые бегут в «хувикооль» утром в будний день: а как же уроки в общеобразовательной школе? Оказывается, все просто: чтобы огромное и удобное здание новой школы всю первую половину дня не простаивало, ее директор пустил на постой как раз общеобразовательные школы.

Удобное соседство школы и кружков

Сначала городской Департамент образования попросил приютить школу, здание которой пошло на ремонт. «Затем обратилась Русская гимназия: они не помещаются в своем здании, и, чтобы избежать второй смены, часть классов стала учиться у нас. Сейчас здесь и частная школа работает, - рассказал директор школы по интересам Сергей Пчёлкин. - Мы при этом зарабатываем, а деньги тратим на нашу школу».

Второй плюс такого сотрудничества со школами - существенный приток детей в кружки. Любому родителю гораздо удобнее устроить ребенка на дополнительные занятия в той же школе, где он отсидел уроки до обеда. Для детей постарше это означает экономию времени и удобство, особенно в плохую погоду. Для малышей это еще и безопасность – не ездить самостоятельно по району, где движение куда интенсивнее и опаснее, чем в условном Нымме.

Школа по интересам сотрудничает и с детскими садами, уже там подбирая своих будущих «постоянных клиентов». Пчёлкин рассказал, что для детских садов разработаны специальные проекты по техническому и творческому направлениям: керамика, живопись, дизайн, кулинария.

В школе созданы прекрасные условия для младших школьников и дошколят.
В школе созданы прекрасные условия для младших школьников и дошколят. Фото: Анастасия Тидо.

«Одну неделю наши учителя идут в сад, вторую неделю они все с утра приезжают сюда. У нас тут прекрасные условия для дошкольников - кабинет кулинарии, студия керамики, - рассказывает Пчёлкин. - Для родителей это очень удобно: во-первых, не надо на какой-то кружок таскать. Во-вторых, дети остаются с нами надолго. Ребенок позанимался здесь, пошел в первый класс, и родители знают, что он может продолжать заниматься, если ему это интересно».

С частной школой, которая снимает помещения в школе по интересам, тоже очень хорошее сотрудничество. «Дети ходят в наши кружки, мы даже кружки ставили прямо в их расписание», - говорит директор.

Эстонский язык пока на развилке

«Школьная реформа идет, но нам Министерство образования внятно пока ничего не говорит, - объяснил директор ситуацию с языковыми требованиями. - Единственное, что мы знаем, так это что дополнительное образование как-то будет включено в пакет изменений. Но на сегодняшний день нам остается непонятно, какие требования будут предъявляться с точки зрения языка для учителей школ по интересам».

По словам Сергея Пчёлкина, сейчас школа исходит из того, что языковым требованием для преподающих на русском языке учителей дополнительного образования останется В2. В ласнамяэской школе по интересам сейчас преимущественно русскоговорящие учителя, но большинство из них учили эстонский язык в школе или вузе, и категория В2 у них есть. «Из 80 учителей у нас не имеют этой категории 11 человек, - говорит директор. - У нас остро не стоит проблема языка. Но, как и во всех образовательных учреждениях в последние годы, есть проблема в нехватке персонала». По словам Сергея Пчёлкина, особенно не хватает учителей по техническим дисциплинам: «Нам очень сложно найти, например, специалиста, который давал бы роботику детям 13-15 лет».

В школе по интересам в Ласнамяэ есть даже кружок эстонского языка. «Это что-то вроде замены репетитору?» - спрашиваю у директора. «Это не совсем кружок языка, - смеется директор, - это скорее разговорно-дискуссионный клуб. Ребята в этом клубе беседуют с носителями языка, выполняют задания, чтобы поговорить на определенную тему». Все группы по этому направлению переполнены и спрос растет.

Легче всего язык учить на досуге

Не секрет, что многие русскоязычные люди поколения 30+, кто знает эстонский язык, выучили его в детстве или юности именно на занятиях вне школы – на тренировках, в кружках. «Когда я работал в общеобразовательной школе, у меня в классе были спортсмены. Например, наш известный футболист Илья Антонов учился в классе, где я был классным руководителем. Он прекрасно овладел эстонским языком на тренировках, и у него язык этот остался».

«Если говорить в целом о дополнительном образовании, то и до объявления реформы мы старались каждый год предлагать больше кружков на эстонском языке, и всегда были желающие, - рассказывает Пчёлкин. – Теперь, с переходом школ на эстонский язык, наверное, будет расти потребность как раз в занятиях на русском языке, поскольку в эстонские группы у нас шли в основном, чтобы подтянуть эстонский язык».

«То есть в эстонские группы у вас шли русские дети?» – интересуюсь у директора. «Преимущественно да, русские шли за языковой практикой. Процент эстонцев был, но небольшой, - ответил Пчёлкин. - С другой стороны, я не исключаю, что первое время в школе будет не хватать качественного эстонского языка в силу того, что есть проблемы и с кадрами, и с квалификацией. У нас на эстонском преподают носители языка, и мы по мере возможности будем расширять количество кружков на эстонском языке. Придется отслеживать ситуацию со спросом и будем проводить набор исходя из потребностей детей».

Популярны ли кружки у подростков?

Можно понять желание родителей пристроить ребенка на спорт или в кружок, чтобы он не торчал после школы в гаджетах. Но насколько самим подросткам это интересно, и хотят ли они, чтобы их отрывали от друзей и компьютера?

«Если мы говорим про молодежь, то, конечно, возраст с 13 лет сложный. В этом возрасте в первый раз к нам редко приходят, в основном к нам ходят те подростки, кто начал заниматься раньше: кто в 6 лет, кто в 10. Они остаются», - рассказывает директор школы по интересам. – Для ребят постарше мы открыли направление „молодежная работа“. Это воспитатель, помощник в городском лагере, вожатый».

Скоро появятся хозяева этих фартуков и примутся за любимое дело.
Скоро появятся хозяева этих фартуков и примутся за любимое дело. Фото: Анастасия Тидо.

Такой кружок уже больше напоминает среднее специальное образование. По мнению директора школы Тондираба, образование по интересам – это и есть первый шаг к какой-то профессии и неважно, выберет ли ее ребенок в будущем. Он ею на начальном этапе овладевает. «У нас много таких специализированных кружков, которые мы пытались открывать именно с прицелом на профессию: визажист, smm-менеджер, молодежная работа. Эти кружки пользуются популярностью». По словам Сергея Пчёлкина, в летних лагерях подростки могут не только получить практику, но и заработать.

«Чтобы понять, что детям интересно, мы опрашиваем их. Там такие интересные вещи выяснялись, кто бы мог подумать! - рассказывает директор. - Интересовали пресса, менеджмент, курсы стюардесс. То есть подростки называли вещи, на самом деле очень специфические». Пчёлкин говорит, что сегодня подростки стали требовательнее к содержанию курсов и какие-то классические вещи, как просто телестудия или театральная студия уже трудно «продаются». Дети пошли умные, умеют задавать сложные вопросы, и специалистам нужно уметь держать планку.

Чтобы все попробовать – сил не хватит

От недостатка желающих заниматься сегодня школа не страдает, скорее наоборот. «Много детей хотят все попробовать, а это довольно большая нагрузка, - говорит Пчёлкин как опытный педагог. - Меня часто родители спрашивают, что выбрать, если ребенок интересуется многими вещами. Я всегда на вопрос „на сколько кружков можно записаться“ отвечаю, что формально-то можно записаться хоть на десять, но пользы не будет. Первокласснику я всегда рекомендую не больше одного кружка. Позже можно два». Погружение в какое-то занятие параллельно с общеобразовательной школой требует сил и времени, а ребенок еще должен спать, общаться с друзьями, отдыхать от любых занятий.

Иногда в кружках случается текучка детей. «Если идет отток учеников, это для нас очень четкий критерий. Бывает, что учитель набрал группу из десяти человек. Прошло полгода, и сменились все десять, - объясняет суть проблемы директор. - Это значит, что само направление популярное, но учитель не смог удержать этих детей. А есть те, кто наберет шесть человек в начале учебного года, и к маю у него занимаются все те же шесть. Это сразу говорит о том, что педагог справляется с работой».

По словам Сергея Пчёлкина, в школе по интересам педагогу работать легче, и от выгорания такие учителя страдают куда реже, чем в обычных школах. «Все-таки у нас занимаются те дети, которым это интересно, которые хотят здесь заниматься. Это само по себе значительно легче, чем поток, который есть в общеобразовательной школе. У нас конфликтных ситуаций, какие бывают в школах, - единичные случаи.

Наверх