Учитель русскоязычной школы о забастовке: проблема не только в зарплатах, но и в том, что обязанности педагога невыполнимы

Забастовка учителей.
Забастовка учителей. Фото: Peeter Lilleväli / Põhjarannik

В пятницу, 10 ноября по всей Эстонии прошла предупредительная забастовка учителей и воспитателей детских садов. Ключевая проблема и ее главная причина - неготовность правительства выполнять требования по оплате труда, предлагающиеся учителями. Rus.Postimees решил узнать у учителей русскоязычных школ, как прошла забастовка, какова была реакция учеников, а также личное мнение учителей о забастовке. 

Дмитрий Рыбаков.
Дмитрий Рыбаков. Фото: Фото: Тоомас Татар

По словам учителя истории и обществоведения Кесклиннаской русской гимназии и Таллиннской еврейской школы Дмитрия Рыбакова, самых маленьких оставить без присмотра нельзя, поэтому их уроки проходили в обычном порядке. Но расписание большинства учеников было организовано так, чтобы учителя не работали с 9 до 10 утра.

В основном учителя поддержали забастовку. По его словам, ученикам суть забастовки объяснили, и, естественно, дети были только рады отмененному уроку. Однако учителя настоятельно порекомендовали детям вспомнить о невыполненных домашних заданиях, либо о списке обязательного чтения.

По словам Рыбакова, родители забастовку тоже поддержали, но сам он считает, что донести до правительства свои проблемы можно и иным способом. «Позиция правительства не устраивает, я ее просто понимаю. Суть проблемы понятна, но как из нее выкарабкиваться - тема отдельного, длинного разговора», - сказал Рыбаков.

Что, если не забастовка?

На вопрос о том, что же все-таки можно сделать, Рыбаков отметил полномочия местных самоуправлений.

«Здесь ответственность у органов, принимающих решения, как и на правительственном, там и на местном уровне. Идея оптимизации наших не таких уж больших ресурсов в сфере образования должна найти какое-то конкретное, творческое выражение. О каком равенстве образования можно говорить, если в классе какой-то таллиннской школы 36 учеников, а в небольшой сельской школе педагог обучает троих? Во сколько государству обходится оплата образования одного такого ученика в маленькой школе и ученика в нарвской/тартуской/таллиннской школе?» - спрашивает Рыбаков. Помимо затрат, он также отметил важность более четкой организации общественного транспорта.

«Форма нашей школьной сети не соответствует нашим возможностям, - подытоживает Рыбаков. - За примером далеко ходить не надо. Многие мои таллиннские коллеги ездят в соседние волости, потому что местные самоуправления находят средства, чтобы платить учителям достойно. Я не ощущаю, что в Таллинне это является приоритетом».

Поскольку правительство затягивает переговоры о зарплате и в отличие от учителей не предложило конкретного плана по реализации соглашения, в пятницу утром Союз работников образования Эстонии организовал предупредительную забастовку учителей по всей стране: с 9 до 10 утра в школах и с 8 до 9 утра в детских садах.

Предложения педагогов:

  • Учителя хотят повышения минимальной заработную плату как минимум на 8 процентов в 2024 году.
     
  • Кроме того, они хотят заключить коллективный договор на ближайшие четыре года, который обеспечит ежегодное повышение минимальной заработной платы.
     
  • Педагоги системы дошкольного образования требуют сохранить привязку зарплат к минимальной ставке и обеспечить необходимое дополнительное финансирование местным самоуправлениям.

Зарплаты - не главная проблема

Игорь Калакаускас.
Игорь Калакаускас. Фото: Константин Седнев

Учитель истории Таллиннской Тынисмяэской реальной школы Игорь Калакаускас сказал, что в их школе забастовка не проводилась. Он не счел нужным рассказать, почему так вышло, однако объяснил, при каком условии присоединился бы к забастовке.

«Я считаю, что учителя русскоязычных школ должны были подключиться к забастовке при условии удовлетворения их требований.

Переход на эстонский язык обучения - оговоренные сроки и форма, в которой задуман переход, - неосуществим. Я не говорю, что переход нужно отменить, но сроки и условия перехода невыполнимы».

И все же, как насчет зарплат?

О зарплатах учителей Калакаускас говорит следующее: «Мы живем при капитализме, но на учителей это правило не распространяется».

По его мнению, количество возлагаемых на учителей обязанностей становится все больше и больше, но выполнить все эти обязанности в полном объеме за световой день невозможно.

«Поэтому нас фактически подталкивают к тому, чтобы мы выполняли свои обязанности недобросовестно, либо к тому, чтобы мы положили на них всю своюю жизнь. Поэтому наша зарплата не соответствует тем требованиям и обязанностям, которые на нас возлагаются», - говорит учитель истории.

Однако требование повышения зарплаты учителям, по мнению Калакаускаса, очень размытое: «Проблема еще и в том, что круг наших обязанностей постоянно расширяется. Каждый год мы узнаем, что должны еще это, это…»

Он считает, что для начала нужно четко конкретизировать обязанности учителя, и исходя из этого высчитывать сумму вознаграждения за их выполнение.

«А когда мы всем все должны, а нам не должен никто - это абсолютный социализм, причем в самом худшем его проявлении», - говорит он. 

Оплатит ли город час забастовки?

Андрей Канте.
Андрей Канте. Фото: Tairo Lutter

На запрос Rus.Postimees вице-мэр Таллинна по вопросам образования Андрей Канте сказал, что городские власти не могут принимать решение о том, сохранять заработную плату учителям школ и детских садов или нет. Эти решения, согласно закону, принимает работодатель. Уже сейчас можно сказать, что многие школы сохранили зарплату учителей за час забастовки в ведомости заработных плат. Пока городу неизвестно, сколько таких школ.

В случае долгосрочной забастовки ни город, ни учебное заведение не сможет себе позволить сохранить заработную плату и выплачивать ее за не выполненную работу.

На это просто нет ресурсов.

Но что можно считать долгосрочной забастовкой? День, два, больше? На этот вопрос Андрей Канте ответил, что речь идет о часах. Платить ли за час или два забастовки - принимает решение работодатель, город в любом случае не будет и не может выделить дополнительные средства из своего бюджета. Если урок не состоялся и преподаватель не выполнил работу, то работодатель решает, получит ли он зарплату. Город сомневается, что у школ и у садов хватит ресурсов на то, чтобы оплачивать часы забастовок и впредь.

Наверх