Пустота на месте идентичности заполнена шовинизмом и ложным чувством превосходства собственной нации над другими. Российское государство стремительно архаизируется, соединяя деспотическую структуру власти с модернизированной имперской идеологией. Вовлекая в борьбу с вымышленными украинскими ксенофобией и шовинизмом все народы России, путинская власть исподволь всех превращает в ксенофобов и шовинистов. Российская империя должна рухнуть, но не путем распада, для которого нет никаких объективных предпосылок, а через освобождение сознания населяющих страну народов от имперских комплексов. Россия должна научиться уважать себя и своих соседей. Это станет отправной точкой для демократической модернизации России.
Я в качестве колумниста Postimees и эксперта по России принял участие в заключительной панели конференции. Мое сообщение было посвящено месту и роли ФСБ в системе путинской власти и перспективам реформирования этой организации. Эпиграф к тезисам выглядел так: «Каждое государство имеет свою мафию. Но только в России мафия имеет собственное государство».
Тезисы:
- Россия гордится своей уникальностью: это правда, потому что Россия уникальна как государство мафиозного типа, где законы формальны, а жизнь по понятиям - реальна. Путин – квази Дон Корлеоне, который сам не убивает, но организует преступления и создает условия для их совершения. Присяга на верность Путину - ключ к карьере и успеху.
- ФСБ - полная наследница КГБ и ЧК, сохранившая систему оперативной деятельности, включающую вербовку «секретных сотрудников», явочные квартиры, доносы, тайный политический сыск, охоту на неблагонадежных, фальсификацию уголовных дел, заказные убийства и организацию провокаций. Символом преемственности служит образ создателя ВЧК Феликса Дзержинского, портреты и скульптуры которого в обилии встречаются в интерьерах зданий региональных управлений ФСБ.
- Однако ФСБ не имеет доминирующего и исключительного положения в силовых структурах России. Путин опасается внутреннего заговора, поэтому вместо трех силовых корпораций советского времени (армия, КГБ и МВД) создал 15 силовых структур, конкурирующих друг с другом и следящих друг за другом. Поэтому аресты и суды над высокопоставленными и рядовыми сотрудниками ФСБ – довольно частое явление. Недавний пример: дело Merlion, в рамках которого были задержаны офицеры управления центрального аппарата ФСБ, курирующего работу правоохранительных органов.
- ФСБ играют деструктивную роль в жизни России: сотрудники преследуют политическую оппозицию, уничтожают политическую конкуренцию, препятствуют формированию и развитию гражданского общества; инспирированная ФСБ серия дел о шпионаже среди научных сотрудников и специалистов предприятий военно-промышленного комплекса России тормозит развитие научного сотрудничества с зарубежными странами и наносит вред промышленной модернизации; ФСБ используется в качестве инструмента вмешательства в экономическую деятельность, для рейдерского захвата бизнеса и присвоения собственности. С другой стороны, тем самым ФСБ ослабляет систему путинской власти, приближая ее финал. И это - единственная польза данной секретной службы.
- В регионах ФСБ организует систему контроля по отраслевому принципу: есть кураторы экспортно-ориентированных предприятий, научных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, сферы образования и здравоохранения, органов государственной и муниципальной власти. Поэтому ФСБ в масштабах России - это экзогенный скелет, удерживающий всю конструкцию российской власти. Одновременно ФСБ - это симбионт, глубоко внедренный во все поры организма российского государства. В связи с этим реформирование данной силовой структуры - дело архисложное. Но возможное.
- Реформу силовых структур невозможно рассматривать вне комплекса мер по изменению всей системы государственной власти России. Я считаю оптимальным сценарий, когда после окончания власти Путина следующий президент станет техническим исполнителем и подготовит переход России от президентской к парламентской республике. Именно механизмы политической конкуренции позволят поставить под контроль парламента и общества деятельность всех силовых структур, провести их деполитизацию и обновить кадровый состав. А люстрация станет ключом от двери к тоталитарному прошлому России, которую нужно будет захлопнуть и закрыть навсегда.