В долгу перед своими детьми

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Хельо Пикхоф
Хельо Пикхоф Фото: TPM

Государство должно поддерживать родителей в воспитании детей, и не потому, что этого требует Конвенция ООН о правах ребенка и множество евродиректив и международных соглашений. Мы просто не имеем права разбрасываться людьми, пишет вице-председатель Социал-демократической партии Хельо Пикхоф.

Во время долгового кризиса Европы мы живем в стране без долгов. Эстония невероятно успешна — внешне и по форме. А вот как обстоят дела с содержанием? Более 63 тысяч детей и подростков, то есть 26 процентов от общего числа несовершеннолетних, живут у нас в абсолютной бедности или у ее черты.

По сравнению с остальной частью общества дети находятся в куда худшем положении, и экономические взлеты и падения последних лет особенно негативно повлияли на жизнь и быт детей — тех, кто еще не способен сам о себе позаботиться.

Период взросления и окружающая в это время среда всегда крайне важны в развитии любого человека — именно от этого зависит его участие в жизни общества.

Бедность означает ограниченные возможности получения образования и социальные контакты, а часто и проблемы со здоровьем. Бедность — это лишения и унижение, и когда степень унижения становится невыносимой, то низкая самооценка порождает зависимость, безразличие, асоциальность или даже толкает на преступную тропу.

Родителей не выбирают. Оставим хотя бы на этот раз в стороне стереотипное представление о родителе, который несет и без того невеликое детское пособие в алкогольный магазин.

Давайте подумаем, скажем, о семье образованной матери-одиночки, к примеру, учительской зарплаты которой должно хватать на жизнь троим троим членам семьи — про постоянно растущие коммунальные услуги я уж и не говорю. Сможет ли вообще — и посмеет ли — такая верная своему призванию и школе мать ходатайствовать о прожиточном пособии?

А пособие это у нас составляет 76 евро и 70 центов в месяц. На каждого следующего члена семьи, включая растущего ребенка, предусмотрено немногим более 61 евро. Премьер-министр, уже, правда, не растущий, а уставший человек, положа руку на сердце признал, что на 61 евро в месяц прожить невозможно.

Стоимость минимальной продуктовой корзины
составляет 77 евро и 58 центов. Питание необходимо для выживания, но помимо молока и каши ребенку требуется обувь, из которой он вырастает через каждые полгода, нужен какой-нибудь мобильный телефон — поскольку без этого прибора современные дети и молодые люди друг для друга просто не существуют.

Расчет прожиточного пособия безнадежно отстал от времени и уровня цен. По данным Департамента статистики, прожиточный минимум хозяйства из одного человека, то есть уровень абсолютной бедности, сегодня составляет почти 180 евро в месяц. Плюс-минус 100 евро? Для кого как.

В Европейском Союзе Эстония достигла статуса страны с наивысшим уровнем неравенства: разрыв между беднейшим и богатейшим показателем у нас девятикратный. Не этот ли факт, что наши правящие политики понятия не имеют об унижении, которое испытывают подсчитывающие центы люди, является причиной, по которой выискиваются и находятся все новые и новые обоснования, как еще больше унизить или высмеять испытывающие трудности семьи с детьми?

Бедность в Эстонии анализировали уже предостаточно, факторы риска давным-давно известны. Как показывают исследования, семьи с детьми всегда были самой слабо защищенной частью общества.

Детская бедность вкупе с рискованным поведением молодых людей — это проблема, которая угрожает самому существованию общества. Особенно на фоне нашей низкой рождаемости и высокой эмиграции.

Государство должно поддерживать родителей в воспитании детей, и не потому, что этого требует, к примеру, Конвенция ООН о правах ребенка, и не потому, что уже в 2006 году в Европейском Совете мы обязались «принять все меры, чтобы быстро и существенно сократить детскую бедность, обеспечив всем детям равные возможности, независимо от их социального происхождения».

Таких важных и задающих направление евробумаг мы подписали множество.
Мы просто не имеем права разбрасываться людьми!

Более того, для сокращения детской бедности нужно действовать как можно быстрее — чтобы свести к минимуму ущерб, который может причинить растущему ребенку или подростку любая, даже кратковременная дыра в развитии.

И вот теперь социал-демократы в третий раз подали на рассмотрение парламента дополнение к закону о социальной опеке, требуя, чтобы универсальное детское пособие получали бы все дети: сейчас без него остаются именно те семьи, у которых каждый цент на счету, которые живут в глубокой бедности. А именно — детское пособие вычитается из прожиточного пособия.

Высокооплачиваемых работников это, ясное дело, не касается — их дети получат детское пособие независимо от дохода родителей. А вот самым слабым предлагают «утереться».

Анализ Организации экономического сотрудничества и развития, проведенный в 2010 году, также указывает на то, что даже те крохи, которые из денег налогоплательщиков идут на поддержку семей, в первую очередь попадают вполне обеспеченным людям. В Эстонии на социальную поддержку идет 12,5 процента от ВВП, при этом средний показатель по Евросоюзу — подчеркиваю, средний! — составляет 27 процентов.

Сейчас государственное детское пособие составляет всего 19 евро в месяц. Стыдно, честное слово. Но даже это считается «роскошью» для получающих прожиточное пособие семей. Как в 2009-м, так и в 2011 году правительство посчитало, что это ничтожное детское пособие лишит мать и/или отца интереса к поиску работы, или что это вообще не соответствует общей логике прожиточного пособия.

И хотя последние четыре года бедность и материальное неравенство только увеличивается, недавно аннулировали еще и пособие многодетным семьям.

Не теряя времени, нужно — и возможно — увеличить помощь семьям с детьми, ввести дополнительные пособия для снижения социальных рисков — к примеру, для семей безработных, родителей-одиночек или многодетных семей. Кроме того, родители и дети нуждаются в большем количестве услуг.

Речь идет о скоординированных и эффективных мерах со стороны государства и самоуправлений.
Мы должны своим детям куда больше, чем 19 евро в месяц, которых самые уязвимые к тому же вообще лишены.

Ключевые слова

Наверх