Данный материал подготовлен в сотрудничестве Института Шютте Тартуского университета и портала Rus.Postimees.
Чуть больше недели назад президент России Владимир Путин в очередной раз выступил со своим ежегодным новогодним обращением, подчеркнув якобы «семейную» солидарность российской нации. Уже появились предположения, что Путин в этом обращении был сгенерирован искусственным интеллектом, и является не более чем конструктом, передающим послание политического режима на предстоящий год. Конечно, это всего лишь предположения.
Но спекуляции сами по себе часто указывают на более основополагающие истины. И в данном случае истина - это конденсация заявления Вячеслава Володина «есть Путин - есть Россия, нет Путина - нет России» на Валдае. Путин в своей физической форме представляет Россию, и в каком-то смысле воля России - это воля Путина.
Великий балансир
Путь к безоговорочной вере в эту истину сложился вполне естественно, поскольку на протяжении более двух десятилетий российский президент выступал в роли великого балансира. Он сдерживал Россию от возвращения к хаосу и мнимой деградации «страшных» 90-х годов, подавляя интересы корыстных третьих лиц. В первые два президентских срока он наказывал зарвавшихся олигархов, сажая в тюрьму тех, кто, как Ходорковский, отказывался играть по новым правилам игры.
Это продолжалось и во время «культурного поворота», начавшегося в 2012 году. В то время олигархи, примыкающие к режиму, и представители силовых структур получали вознаграждения за лояльность системе и поддержку новых дискурсов. В противовес им выступали более осторожные экономические либералы, которые настаивали хотя бы на стабильном макроэкономическом соглашении с Западом. Несмотря на то что после аннексии Крыма и начала войны в Донбассе в 2014 году эта схема несколько пошатнулась, в целом она сохранялась до провозглашения так называемой «специальной военной операции» (СВО) в 2022 году.