«Я долгое время была работодателем для самой себя, и на это есть особая причина: я боялась выходить работу по найму из-за своей болезни», - говорит Аве Каал-Сундук (49 лет), страдающая диабетом 1 типа.
Консультант личного опыта Аве: мы одно из звеньев в цепи специалистов по психическому здоровью – благодаря нам есть шанс, что человек сможет вернуться на работу быстрее.
Аве отмечает, что диабет 1-го и 2-го типов, а также его подтипы зачастую объединяют. На самом деле каждый тип имеет свои особенности. «При диабете мы стараемся поддерживать уровень сахара в крови как можно ближе к норме, но это довольно сложно, ведь раньше не было даже глюкометров, не говоря уже о мониторинге уровня глюкозы. Сейчас они доступны, и с этим стало легче справляться. Именно из-за гипогликемии я не решалась пойти на работу по найму - боялась, что сахар в крови будет низким, и я не смогу выполнять свою работу», - говорит Аве. Она приводит в пример ситуацию со своим здоровьем: "В советское время меня пугал мой врач, что осложнения обязательно будут и, скорее всего, наступят достаточно быстро. Что не стоит планировать семью и детей, потому что вы сделаете их всех несчастными. Не было никакого позитивного взгляда на жизнь".
Как ни странно, Аве боялась идти на работу по найму, но при этом была самозанятым предпринимателем. Она рассказывает предысторию. «Раньше было так, что получали пенсию. Существовал закон, согласно которому можно было работать на себя, и в этом случае пенсия по инвалидности оставалась неприкосновенной. Это была гарантия - если у меня не получится стать предпринимателем, у меня все равно будут какие-то деньги в кармане. Если я попробую, то смогу закончить деятельность в любой момент, и мне не придется никого подводить. При переходе же на работу по найму пенсию отбирали».
Хотела поделиться опытом консультанта личного опыта на Сааремаа
Чуть более восьми лет назад в жизни Аве произошел серьезный кризис. Появилось первое осложнение от диабета – она практически перестала видеть. «Один глаз различал только свет, другим я видела на расстоянии около метра. Я не знала, насколько это серьезно и можно ли восстановить зрение. Все это произошло, несмотря на то, что я регулярно проверяла зрение. Тогда у меня было время задуматься о своей жизни и внести некоторые изменения в своей трудовой деятельности. В то время у меня был небольшой магазин в деревне, и я поняла, что не могу продолжать работать в том же ключе, как оно есть, потому что в любой момент могу потерять зрение, и мне нужно было сосредоточиться на своем здоровье», - вспоминает Аве. Поэтому магазин закрылся.
Будучи активным человеком, она не хотела сидеть сложа руки и стала членом правления Сааремааского диабетического общества. «Организуя лекции и мероприятия, я познакомилась с Эстонским детским и юношеским диабетическим союзом и узнала, чем они занимаются. Тогда я поняла, что там много знаний, поддержки и понимания - всего того, в чем я так нуждалась раньше», - говорит Аве.
Около трех лет назад на помощь Аве пришла Касса по безработице, когда до нее дошла информация об ее услугах. «Я узнала, что через них можно получить реабилитационные услуги и тем самым максимально отсрочить необратимую потерю зрения или даже предотвратить ее», - говорит она. Аве также высоко оценивает работу кейс-менеджеров Кассы по безработице. «Я чувствовала большую поддержку и понимание. Много человечности. Может быть, мне повезло с кейс-менеджерами, но если мотивы правильные, то все получится», - говорит она.
После реабилитации к ней вернулась уверенность в себе. «Я поняла, что хочу принести эти знания, поддержку и хорошее отношение на Сааремаа. Так я пошла учиться, чтобы заниматься консультированием, основанном на личном опыте», - объясняет Аве. Будучи консультантом личного опыта, Аве теперь также стала партнером Кассы по безработице.
Я и сама сомневалась в том, что консультанты личного опыта могут помочь
Аве было 47 лет, когда она начала обучение на консультанта личного опыта. Она не считает это сменой профессии, потому что на самом деле уже давно занимается чем-то подобным. Просто не в качестве консультанта личного опыта. «Это просто моя натура: я советовала, подбадривала и была рядом с другими. Это в моей природе. Я просто углубилась в это путешествие, чтобы понять, все ли я делаю правильно. Для меня это было естественным развитием, а не поворотом в судьбе», - размышляет она.
Аве признается, что у нее самой были некоторые сомнения по поводу консультантов личного опыта. «Когда я впервые прочитала о том, что такое консультирование, основанное на личном опыте - это обмен знаниями и опытом между людьми, переживающими похожий опыт. Что же это значит, что я пойду как к подруге, чтобы поговорить о том, что у меня на душе? И она будет учить меня, как мне жить? Возникло чувство того, будто не знаю, хочу ли я...? На самом деле консультанта личного опыта учат слушать, а это одна из величайших ценностей сегодняшнего дня - быть выслушанным и понятым».
Аве убеждена, что существование консультантов личного опыта очень важно. «Клиенты, которые обращались ко мне, были очень благодарны. С другой стороны, я вижу, что роль консультанта личного опыта в нашем обществе имеет ряд предрассудков и не очень хорошо воспринимается обществом. Возможно, дело в том, что их компетенции очень разные. На мой взгляд, консультанты личного опыта - это одно из звеньев в ряду профессионалов в области психического здоровья. Психическое здоровье так уязвимо в условиях нынешней нестабильности в обществе. Когда что-то критическое происходит с физическим здоровьем, это выбивает из колеи и психическое здоровье. Консультант личного опыта помогает человеку быть понятым и замеченным. К психологу может быть длинная очередь, но консультант личного опыта поможет вам быстрее. Это также означает, что человек может быстрее вернуться к работе», - объясняет она.
Многим людям в Эстонии трудно выполнять свою повседневную работу, потому что их здоровье ухудшается. Работодателям часто трудно понять, в какой именно помощи нуждается сотрудник. Сотрудники же либо не умеют, либо боятся попросить о помощи. В итоге человек остается без работы, с проблемами со здоровьем, а работодатель без хорошего сотрудника. Так быть не должно.
Касса по безработице помогает как работникам с проблемами со здоровьем, так и их работодателям. Свяжитесь с нами: tervis@tootukassa.ee
Говорите смелее, работайте здоровее!