Данный материал подготовлен в сотрудничестве Института Шютте Тартуского университета и портала Rus.Postimees.
Начало 2024 года в Украине ознаменовалось усиленными российскими атаками на населенные пункты с трагическими последествиями для жителей и гражданской инфраструктуры. По данным УНИАН, за прошедший год Россия нанесла в целом более 3000 ракетных ударов.
Пик атак пришелся на конец декабря, и в это время социальные медиа заполнили сообщения об упаднических настроениях украинцев, связанных «с отсутствием ожидаемых успехов на фронте», «разочарованием во власти» и «экономическим упадком». Пророссийские источники распространяли мнения, что показатели общего развития Украины неустанно падают, от начатых реформ остаются все менее заметные следы, и экономика рушится. Эти сообщения выходили за пределы русскоязычного сегмента соцстей, ссылаясь на подмеченное снижение мотивации украинцев участвовать в оборонных и общественных инициативах.
Дезинформация в социальных медиа: два основных направления начала 2024 года
После массированных атак на украинские города, кроме разрушений, российские провластные каналы все чаще начали обсуждать усталость украинцев, экономику, коррупцию и потери. Подобные сообщения создавали бесперспективный фон деструктивного восприятия ситуации в стране, которая постоянно подвергается атакам. Ситуация часто окрашивалась в темные тона неопределенности и даже безысходности, что, однако, позволило вырисоваться нескольким общим пророссийским нарративам.
Остановимся на двух из них, наиболее популярных и широко обсуждаемых, элементы которых часто встречаются в международных обсуждениях:
Первый нарратив - экономический - описывает «хозяйственный крах» Украины. Он часто встречается в пророссийском сегменте СМИ в тезисах, подобным «Украина ничего не производит», «экономика падает, а коррупция растет», «украинцы беднеют, поэтому больше не могут помогать армии».