ПРИГОВОР СУДА. Из семи обвиняемых по делу таллиннского городского чиновника Иво Парбуса шесть человек прямо из зала суда отправились в тюрьму, а одного отпустили домой — он уже понес наказание.
Мздоимцев приговорили к реальным срокам
В минувшую пятницу Харьюский уездный суд прямо из зала суда отправил в Таллиннскую тюрьму шестерых столичных чиновников и бизнесменов, несмотря на то, что они попытались свалить вину за преступление на лиц, не имеющих отношения к делу, — сначала втянули в эту историю известного профессора медицины, умершего четыре года назад, а потом и супругу одного из подсудимых.
Версия, которую руководитель Таллиннского фармацевтического завода Райво Унт выдвинул уже в конце процесса, явно некрасивая: найденные у Иво Парбуса и связанные с Фармацевтическим заводом подарочные карты попали к городскому чиновнику через профессора медицины Марта Кулля.
Якобы у Кулля был совместный проект с Фармацевтическим заводом — планировалось производить там гель для глаз.
По словам Унта, он понятия не имеет, как эти подарочные карты попали к Парбусу, сам Парбус вообще ничего не сказал об их происхождении. За исключением того, что он был фактическим автором некоторых произведений одного литературного деятеля, то есть писал тексты на заказ и получал вместо него деньги. Однако на кого он так работал, Парбус не сообщил. С Куллем, во всяком случае, он был не знаком.
Международно признанный отоларинголог сам защитить себя от этих обвинений уже не может — он умер в апреле 2008 года, то есть более чем за полгода до того, когда КаПо разоблачило фигурантов этого криминального дела.
Запутанное дело
Юридически утверждения Унта и скрытность Парбуса можно назвать тактикой защиты. Та же история с обоснованием ведения совместных дел между Парбусом и входившим в руководство Merko Ehitus Тыну Кортсом.
А именно, на последнем этапе судебного процесса в дело втянули еще и супругу Кортса — стали утверждать, что Парбус якобы от нее получил подарочные карты, так как помог оградить Кортса от домоганий одной женщины, чем сохранил его семью.
Объяснение следующее: Кортс узнал о попавших в руки Парбуса подарочных картах якобы только после первого допроса в КаПо, когда он вернулся домой и его жена призналась ему, что таким образом отблагодарила Парбуса.
Согласно предложенной суду версии, семья как-то собралась посмотреть в таллинниском Linnateater пьесу о любовном треугольнике. Но Тыну Кортс в театр не пошел, и разозлившаяся на него жена решила в отместку отправиться с подругой в поход по городским магазинам.
Расплачиваться за покупки она собиралась подарочнымими картами бюро путешествий, приобретенными Кортсом. Поскольку сделать это ей не удалось, она решила оставить подарочные карты в фойе театра на имя Иво Парбуса в знак признательности за оказанную семье помощь.
Все это и еще многое другого рассказала в суде жена Кортса. То, почему такую деликатную версию выложили лишь через два года после начала расследования дела, — тема для отдельного разговора.
Но больше, чем рассказы супруги Кортса, суд впечатлили собранные КаПо в процессе предварительного расследования доказательства, на которые опиралась при изложении своей позиции в суде прокурор по особым делам Пыхьяской окружной прокуратуры Кадри Вялинг.
Самым весомым из них была видеозапись с установленной в кабинете Парбуса скрытой камеры от 28 ноября 2008 года, на которой были сняты как Тыну Кортс, так и Иво Парбус. На этом видео Кортс передает Парбусу книгу об эстонской сельской архитектуре, между страницами которой была вложена подарочная карточка Estravel номиналом 25 000 крон, которую Кортс в этот же день приобрел в универмаге Stockmann.
На видеозаписи видно, как Парбус ищет эту подарочную карту между страницами книги. Она нашлась через четыре дня, когда КаПо производила обыск в доме Парбуса. Тогда была найдена и 15 000-кроновая подарочная карта турфирмы Estravel, которую Тыну Кортс купил там же, в Stockmann, 23 мая. А 24 мая у Парбуса был день рождения.
В свете этих фактов ни у обвиняемых, ни у их защитников, явившихся в пятницу утром в Харьюский уездный суд, не было особых причин для оптимизма. По крайней мере, кое-кто из них признался в этом.
Нужна четкая позиция
Предчувствие, что причастные к делу будут осуждены, возникло в зале суда сразу, как только судья Мерле Партс перед тем, как зачитать заключительную, то есть резолютивную часть решения, занявшего 300 страниц, заявила, что суд рассматривает Иво Парбуса как должностное лицо. Поскольку суд исходит не из должностной инструкции советника, внешне вполне невинной, а из того, какие должностные обязанности он исполняет на самом деле.
После этого Партс заявила, что не видит причин для дальнейшего сохранения в тайне в качестве деликатных данных обсуждаемой в суде версии о том, как Парбус помог Тыну Кортсу решить семейные проблемы.
А в заключение судья высказала принципиальную позицию по отношению к городским властям Таллинна — подобной деятельностью (ускоренное делопроизводство по предоставлению разрешений на строительство за взятку. — Авт.) были нарушены нормальная конкуренция и интересы честных предпринимателей. «По таким преступлениям в Эстонии необходимо занять четкую позицию», — подчеркнула судья Партс. Однако худшее для подсудимых было еще впереди.
Сразу взяли под стражу
Судья Партс заявила, что следует предотвратить ситуацию, в которой государство в дальнейшем должно за свои деньги разыскивать обвиняемых. Было ли это намеком на случай Анны-Марии Галоян, которая после обвинительного решения покинула Эстонию, или нет, но в этот момент воздух в зале суда будто застыл.
Причиной тому стала картина, которую удается увидеть не так уж часто — в три двери зала суда одновременно вошли около дюжины вооруженных полицейских. Это был уже конкретный знак, что для большинства обвиняемых решение суда обернется реальным тюремным заключением.
Так, в конце концов, и вышло.
Повод для радости был только у одного из всех обвиняемых — предпринимателя Пеэтера Палусаара, который отбыл назначенное ему наказание в виде реального тюремного заключения во время предварительного следствия и поэтому смог покинуть зал суда свободным.
Остальных причастных к делу ждала Таллиннская тюрьма. Конвойные позволили городским чиновникам и бизнесменам в последний раз позвонить своим близким, а затем прямо из зала суда доставили их в тюрьму.
Адвокаты осужденных пообещали оспорить взятие под стражу в зале суда.
В пятницу из столичной управы сообщили, что трудовые отношения Иво Парбуса с Таллинном приостановлены. Если обвинительное решение суда вступит в силу, то Парбус будет освобожден от занимаемой должности.
Обвинение
• На основании предъявленного Пыхьяской окружной прокуратурой обвинения 14 января 2008 года Департамент полиции безопасности начал уголовное производство, чтобы выяснить, вымогает ли советник вице-мэра Иво Парбус за рассмотрение в Таллиннском департаменте городского планирования детальных планировок, строительных проектов и разрешений на строительство деньги у представителей планировок и проектов. Согласно обвинению с мая по декабрь 2008 года Парбус получил в виде мзды деньги и подарочные карточки на сумму свыше 980 000 крон.
• Судимый вместе с Парбусом единоличный член правления фонда Юри Вильмса Эльмар Сепп убеждал Парбуса получать мзду и содействовал в получении мзды. Остальные физические и юридические лица находились под судом в связи с дачей мзды.
Наказания
Фирмы
• Фирма Merko Ehitus наказана штрафом в размере 300 000 евро.
• Фирма Metsailu наказана штрафом в размере 100 000 евро.
• Фирма Constancia наказана штрафом в размере 200 000 евро.
• Фирма Woody наказана штрафом в размере 200 000 евро.
• Таллиннский фармацевтический завод наказан штрафом в размере 200 000 евро.
• Фонд Юри Вильмса (банкрот) наказан штрафом в размере 200 000 евро. У фонда конфисковано 51 129 евро.
• TLS Invest наказан штрафом в размере 100 000 евро.
• Фирма Kaupmehe Arendus наказана штрафом в размере 50 000 евро.