Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

АНАЛИЗ Столичный расклад: ждут ли социал-демократы подходящего момента, чтобы атаковать Центристскую партию?

Оппозиция во главе с Партией реформ и Пяртель-Пеэтером Пере ожидает хода социал-демократов. Одной из ключевых фигур считается Евгений Осиновский.

Исходя из различных политических и тактических соображений, социал-демократы противятся вытеснению Центристской партии из правительства Таллинна в оппозицию и формированию квартета с оппозиционными партиями. Однако они также признают, что в ближайшие месяцы ситуация может измениться.

Заключается ли цель в ликвидации Центристской партии и ее удалении из коммерческого регистра? Так один из социал-демократов в Таллинне сформулировал суть возможной смены власти на высоком, историческом и стратегическом уровне.

Он убежден, что после местных выборов 2025 года Центристская партия не будет представлена в Таллиннском городском собрании так широко, как сейчас (33 места с учетом того, что в середине марта возобновит свои полномочия депутат Рийгикогу Андре Ханимяги). Затем встанет вопрос в том, смогут ли центристы вообще попасть в Рийгикогу в 2027 году. «Их золотые времена во всех отношениях прошли, и вопрос в том, закончит ли Центристская партия так же, как латвийская партия "Согласие", прошедшая похожий исторический путь», - заявил представитель Социал-демократической партии Эстонии.

Дилемма заключается в том, что выгоднее для Эстонии - чтобы Центристская партия оставалась нишевой партией, охотящейся только за голосами русскоязычного электората, или же ее влияние и положение на эстонском политическом ландшафте займет партия, подобная Koos. «Что в долгосрочной перспективе выгоднее для Эстонии? Я не знаю. Я много думал о том, как было бы лучше», - рассуждает социал-демократ.

Пока на этот стратегический вопрос нет удовлетворительного ответа, различные тактические соображения будут удерживать социал-демократов в коалиции с Центристской партией. Существует немало аргументов как в пользу отказа от союза с Центристской партией и формирования четырехпартийной коалиции, так и против этого.

Что выглядит заманчиво?

Например, должность мэра города. «У Евгения Осиновского (СДПЭ) сейчас есть уникальный шанс стать мэром, если, конечно, он воспользуется возможностью осуществить долгожданную смену власти в Таллинне, - сказал лидер крупнейшей оппозиционной фракции в горсобрании Пяртель-Пеэтер Пере (Партия реформ). - Мы бы определенно поддержали это - если условием (для смены власти - прим. М.П.) будет назначение Осиновского мэром».

Вопрос Евгению Осиновскому (СДПЭ): заинтересованы ли вы в должности мэра Таллинна?

«Это не стамбульский рынок, где кто больше предложит, тот и сможет быстро так и эдак формировать коалиции. Вопрос в том, есть ли у существующей правящей коалиции власть большинства. На данный момент есть. Но мы знаем, что она стала более хрупкой и ситуация довольно нервная, если говорить о фракции Центристской партии в Городском собрании. На данный момент коалиция функционирует благодаря наличию большинства. Будет ли это продолжаться, останется ли такое управление возможным, зависит от лидера Центристской партии».

Как члены Центристской, так и Социал-демократической партии, с которыми беседовал Postimees, назвали разговоры Осиновского о должности мэра пустыми, поскольку политическая логика попросту не допустила бы этого. Отказываться от места в Рийгикогу (где Осиновский является лидером фракции социал-демократов - прим. М.П.) за полтора года до местных выборов, чтобы временно возглавить хрупкую правящую коалицию в Таллинне, по меньшей мере, рискованно.

Представитель «Отечества» Карл Сандер Касе также отметил, что прежде чем думать о креслах и должностях, необходимо достичь соглашения в управлении городом и ключевых вопросах - культуре управления, городского пространства, обучения на эстонском языке. «Я не заметил, чтобы социал-демократы где-либо публично заявляли о своих желаниях. Мы с удовольствием обсудим это, если они по этому поводу выступят», - сказал он.

Еще одно тактическое соображение - реальное проведение политики. Когда осенью, а затем и в январе последовала волна выходов из Центристской партии (в том числе из партии вышли некоторые члены горсобрания), вес социал-демократов в местном самоуправлении значительно увеличился, что дало надежду, что им удастся еще лучше реализовать свою политику.

В целом социал-демократы утверждают, что ощутимого сдвига не произошло, и они всегда были равными партнерами Центристской партии. «Притеснений, как в школе, и доминирования не ощущалось. Это сотрудничество было эффективным, даже когда Центристской партии не хватало ровно одного голоса для большинства в собрании, - сказал вице-мэр Каарел Оя (СДПЭ). - Безусловно, в последние месяцы они были более гибкими и сговорчивыми, но также и более требовательными к нам. Если пристальнее взглянуть на сферы, которые напрямую не входят в нашу компетенцию, то там стало больше такта и открытости».

Владимир Свет.

По мнению вице-мэра Таллинна от Центристской партии Владимира Света, динамика коалиции изменилась незначительно. «Необходимо отдельно рассматривать то, что происходит в правительстве страны, где каждое министерство является как бы силосной башней с очень строго очерченной сферой деятельности. А если говорить о городе, то там ведется много совместной работы - в том числе между вице-мэрами, независимо от их партийной принадлежности».

Оя выделяет разные аспекты, где они с Центристской партией были очень последовательны в реализации коалиционного соглашения или где есть надежда на значительный прогресс в следующие полтора года - система совместного использования велосипедов, или байкшеринга, транспортный узел на перекрестке в Кристийне, главная дорога, проект которой «некоторое время был на паузе, но о котором не забыли».

Оя не рассматривает альтернативу создания коалиции СДПЭ с Партией реформ, «Ээсти 200» и «Отечеством»: «Коалиция из четырех партнеров с крайне незначительным преимуществом и двумя внефракционными (Таави Аас и Тынис Мёльдер - прим. М.П.) депутатами? Я не чувствую целостного видения или понимания того, что должно измениться, что нужно делать по-другому. В борьбе с так называемой старой властью Таллинна они используют громкие лозунги, но видение того, как Таллинн должен развиваться, у нынешних оппозиционных партий очень разное».

Оппозиционные депутаты также отмечают, что новой коалиции во власти придется нелегко. Например, один из них нарисовал сценарий, согласно которому среди вышедших из Центристской партии найдется кто-то, кто вдруг обретет свой центристский моральный компас и скажет: «Вы зашли слишком далеко. Нам не нравится, что вы разваливаете нашу медиаимперию, смещаете с должностей в "Кулло" всяких безъязыких и т.д. - я возвращаюсь». И все рушится.

Однако этот же оппозиционный депутат добавляет: «Эти риски нельзя полностью исключить, но, черт возьми, главный приз - голова Михаила Кылварта и свержение Центристской партии - настолько велик, что это должно заставить всех идти рука об руку».

Карл Сандер Касе.

Одним из аргументов в пользу четвырехпартийного союза может быть лишение Центристской партии возможности использовать аппарат города Таллинна и его ресурсы в интересах своей кампании перед выборами 2025 года. Касе напоминает, что перед местными выборами 2021 года у Центристской партии в Таллинне было 300 кандидатов, примерно треть из которых были тем или иным образом на городском жаловании. Общая культура управления городом может стать ключевой задачей для потенциальной новой правящей коалиции: «Каким бы ни был состав новой коалиции, очищение этих Авгиевых конюшен будет подвигом Геракла».

Члены горсобрания из рядов социал-демократов возражают, что за два года они уже очистили городской аппарат от влияния Центристской партии. «Мне кажется, что оппозиция продолжает бороться со старой властью Таллина, со старой Центристской партией. Мы серьезно изменили это мышление и отношение», - говорит Оя.

Наверняка партию покинет еще кто-то

Склонность поддерживать существующий правящий союз среди находящихся у власти в Таллинне социал-демократов можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это может быть воспринято цинично, как стремление сохранить свою нынешнюю должность из эгоистических соображений; с другой стороны, они сами более непосредственно ощущают, насколько эффективно сотрудничество с Центристской партией и насколько успешно реализуется программа социал-демократов.

Среди социал-демократов в городском собрании и даже в парламенте отношение либо более неопределенное, либо уже однозначно в пользу отказа от двухпартийной коалиции. По словам одного из социал-демократов, возникает все больше опасений, что если они будут слишком долго тянуть со сменой власти, то в итоге могут вместе с Центристской партией оказаться в оппозиции, а коалицию сформируют Партия реформ, «Ээсти 200», «Отечество» и EKRE - до сих пор социал-демократы были единственными, кто исключил сотрудничество с EKRE на уровне городского правления.

Правда, такое развитие событий предполагает, что еще какое-то количество депутатов Центристской партии перейдут в ряды нынешних оппозиционных партий. Ожидает ли Центристскую партию очередная волна выходов?

Каарел Оя и Евгений Осиновский.

«Ни для кого не секрет, что к переходу в другие партии готовы от четырех до шести депутатов от Центристской партии, сидящих в зале. Они сделают это, если дело двинется дальше», - убежден один из членов оппозиционной партии.

Оя также признает: «Знаю ли я наверняка, что все, кто подумывал о выходе из Центристской партии, уже ушли? Нет. Перевес текущей коалиции в горсобрании незначителен. На данный момент он все же больше, чем у альтернативной коалиции. Однако ситуация во всех отношениях на пределе, и любое движение или сюрприз - я не верю, что это все уже кончилось - может довольно быстро все изменить».

В Центристской партии признаются Postimees, что осенью, когда началась вся эта история с выходами, существовали серьезные опасения, что коалиция может распасться. Сейчас это сменилось принятием: если это произойдет, то так тому и быть. Центристы чувствуют, что те, насчет кого было ясно, что они точно уйдут после избрания Кылварта лидером Центристской партии, уже ушли. Еще один-два депутата могут уйти, но с их точки зрения на общую картину это сильно не повлияет.

Обсуждается и случай с членом горсобрания Мёльдером, который перешел из Центристской партии в «Отечество», а затем покинул и эту партию из-за подозрений во взяточничестве: «Тынис был самым активным вербовщиком со стороны "Отечества", потому что знал всех и привлекал их различными предложениями. Теперь, когда он вне игры, кажется, что динамика поменяется - мы предполагаем, что "Ээсти 200" начнет играть более активную роль в этом процессе».

Подводя итог, можно сказать, что ситуация в Таллиннском городском собрании перешла в стадию выжидания. Лидер фракции «Ээсти 200» Йоэль Йессе также признает, что пока Андре Ханимяги, перешедший из Центристской партии в Социал-демократическую, не вернет себе мандат в собрании (а это произойдет в марте - прим. М.П.), потенциальный четырехпартийный альянс в Таллинне не будет иметь необходимого большинства в 40 мест. Социал-демократы уже заявили в СМИ, что пока не появились другие варианты, их устраивает нынешняя коалиция. Они не начнут плевать в старый колодец, пока не будет вырыт новый и не будут получены голоса. До тех пор широкие дискуссии начинать не стоит.

Таллиннское городское собрание

  • Центристская партия – 34*
  • Партия реформ – 16
  • Социал-демократическая партия Эстонии – 8
  • Партия «Отечество» – 7
  • «Ээсти 200» – 6
  • Консервативная народная партия Эстонии (EKRE)​ – 6
  • Без фракции – 2
* После возвращения Андре Ханимяги в горсобрание, Социал-демократическая партия получит еще одно место за счет Центристской партии.

Большинство обеспечивают 40 мест.

Рейтинги поддержки политических партий

«Отечество» набирает популярность, Центристская партия тонет, «Ээсти 200» не смогла бы попасть в парламент

Поддержка партии «Отечество» продолжает расти. Центристская партия больше не нравится эстонским избирателям от слова «совсем». «Ээсти 200» балансирует на грани проходного барьера. Это три вывода из свежего опроса поддержки эстонских партий, заказанного Институтом общественных исследований и проведенного Norstat.

В цифрах это выглядит так: «Отечество» - 27,5%, Консервативная народная партия Эстонии (EKRE) - 18,6%, Партия реформ - 17,3%, Социал-демократическая партия Эстонии - 17%, Центристская партия - 10,4%, «Ээсти 200» - 5%. Это суммарный результат за четыре недели.

Плохие новости

Если посмотреть отдельно на последние пару недель, рейтинг «Ээсти 200» упал до 3-4%, что ниже проходного барьера. Если выборы состоялись бы завтра, «Ээсти 200» не попала бы в парламент. С сентября прошлого года до января этого года рейтинг «Ээсти 200» твердо стоял на отметке в шесть процентов. Теперь же февральские недели показывают, что земля начинает уходить из-под ног, и партия продолжает падение. В общем можно сказать, что разницы нет, шесть процентов или четыре. Но вторая цифра начинает жить своей жизнью и генерирует поток негативных новостей: «Ээсти 200» ниже порога, «Ээсти 200» теперь не попала бы в парламент.

Также в негативной повестке застряла и Центристская партия. С момента избрания Михаила Кылварта (Центристская партия) лидером партии слышны только плохие новости. Множество известных членов Центристской партии покинули ее. И не все сразу, что создало бы единичную новость, а множество выходов разных людей один за другим. Другой тренд для Центристской партии - уменьшение доли эстоноязычных избирателей среди ее сторонников. Грубо говоря, поддержка Центристской партии среди эстоноговорящих жителей составляет пять процентов или даже меньше, а среди русскоговорящих - 50 процентов. Это неизбежно способствует укреплению имиджа Центристской партии как «русской партии». Не то чтобы это была цель Кылварта, но ему очень трудно бороться с этим.

Что касается пользующихся популярностью партий, то за «Отечеством» закрепилась позитивная повестка. Председателю Урмасу Рейнсалу удалось объединить тех, кто недоволен действиями правительства премьер-министра Каи Каллас (Партия реформ), но при этом не придерживается нигилистичных взглядов, а верит в какую-то положительную альтернативу.

Переход Ратаса в другую партию

Говоря о конкретных событиях последних недель, первое, что приходит на ум - переход Юри Ратаса («Отечество») из одной партии в другую. Политолог Мартин Мёльдер также указывает на то, что это могло подтолкнуть стабилизировавшуюся к тому времени поддержку «Отечества» вверх и в очередной раз негативно сказаться на Центристской партии.

Что касается «Ээсти 200», то здесь можно порассуждать о влиянии негативной критики в прессе относительно их планов потратить 200 миллионов евро на создание «персонализированного государства».

Однако Мёльдер соглашается с мнением, что, хотя колебания рейтингов в течение одной-двух недель и могут быть связаны с конкретными новостями, то в долгосрочной перспективе важнее, какой у партии создается имидж и как конкретные новости с ним соотносятся. Как пример - случай с Ратасом: произошедшее закрепляет за Центристской партией образ партии-неудачника, а за «Отечеством» - образ партии, находящейся на восходящем тренде.

Микк Салу

Комментарии
Наверх