Ссылаясь на Тартуский мирный договор, дочка «Газпрома» — российская Территориальная генерирующая компания (ТГК) № 1 требует себе нарвскую плотину, от которой зависит работа нарвских теплоэлектростанций.
Дочерняя фирма «Газпрома» требует нарвскую плотину
ТГК-1 опротестовала в Таллиннском административном суде действия ЭР как владельца недвижимости плотины Кулгу, расположенной в городе Нарва.
ТГК-1 требует, чтобы суд аннулировал постановление правительства от 2006 года, которым один участок недвижимости плотины Кулгу сдан в аренду АО «Нарвские электростанции».
Эстонско-российская граница делит плотину пополам, причем остающаяся на эстонской половине часть плотины как раз прилегает к названному участку недвижимости. Российская часть плотины принадлежит ТГК-1, которая производит электроэнергию на Нарвской ГЭС, расположенной на российской территории.
Но от этой плотины зависит уровень воды в Нарвском водохранилище, от которого, в свою очередь, зависит работа нарвских теплоэлектростанций, принадлежащих АО «Нарвские электростанции».
В направленной в суд апелляции ТГК-1 требует от правительства Эстонии передачи договора аренды участка недвижимости себе, что дало бы ТГК-1 право на расположенную на эстонской территории часть плотины.
Среди прочего ТГК-1 ссылается на пункт заключенного в 1920 году Тартуского мирного договора, согласно которому Эстония обещала предоставить России преимущественное право на использование нарвских водопадов для выработки электроэнергии.
По утверждению ТГК-1, исполнение этого пункта было начато в 40-е годы ХХ столетия, когда приступили к сооружению Нарвского водохранилища, в связи с чем в 1956 году и было завершено сооружение спорной плотины и водосброса.
Согласно мирному договору, утверждает ТГК-1, оспариваемые сооружения имеет право использовать Россия, а не Эстония.
В пятницу на заседании Таллиннского административного суда представлявшая ЭР руководитель юридического отдела Министерства экономики и коммуникаций Эва Ванамб напомнила представлявшим ТГК-1 Аско Похла и Мартину Мяннику, что 17 июня 1940 года Красная армия оккупировала территорию Эстонии, в связи с чем говорить о выполнении Тартуского договора в 40-50-е годы прошлого века нельзя.
Зачем дочке «Газпрома» потребовался контроль над оставшейся на эстонской территории частью плотины, ни Министерство экономики, ни ТГК-1 не сообщили.
Пиар-менеджер международных проектов ТГК-1 Виктория Павлова, ознакомившись с вопросами Postimees, ответила, что фирма приняла решение до вступления в силу вердикта суда комментарии не давать.
Руководитель «Нарвских электростанций» Ильмар Петерсен также не пожелал спекулировать на эту тему. Но все же он дал понять, что здесь следует искать не конспирологические, а скорее коммерческие причины. «Если фирма хотела бы оставить нарвские теплоэлектростанции без воды, то вполне могла бы это сделать, владея и половиной плотины», — пояснил он.
Представляющий ТГК-1 в суде присяжный адвокат Аско Похла уверяет, что эксплуатирующая Нарвскую ГЭС ТГК-1 хочет таким образом внести окончательную ясность в вопрос о принадлежности плотины: «Тогда станет окончательно ясно, может фирма взять плотину на свой баланс или нет».
Предшественник ТГК-1 Ленинградское районное энергоуправление «Ленэнерго» хотело получить оспариваемые гидросооружения в свое владение еще в 1982 году. Директор Нарвской ГЭС №13 обращался в исполком Нарвы, но тогда город не пошел навстречу.
На пятничном заседании Таллиннского админсуда вопрос решен не был. Следующие заседание суда состоится весной.
• Территориальная генерирующая компания №1 (ТГК-1) является ведущим производителем электро- и тепловой энергии на Северо-Западе РФ и третьей по величине в России.
• В компанию входит 55 электростанций. Их энергия реализуется прежде всего на отечественном рынке, но часть энергии продается в Норвегию и Финляндию. В Петербурге, Петрозаводске, Мурманске и Кировске ТГК-1 является основным продавцом теплоэнергии.
• 46 процентов акций фирмы принадлежит «Газпрому», 26 процентов — концерну «Фортум», шесть процентов — «Норильскому никелю».