Увы, все наоборот: коалиция сокращает семейные пособия, отменяет налоговые послабления на детей, повышает действующие налоги и вводит новые, одновременно пугая население войной. Интересно, как это должно способствовать росту рождаемости и улучшению демографической ситуации?
Департамент статистики рапортует, что 1 января 2024 года в Эстонии проживал 1 366 491 человек. При этом в 2022 и 2023 годах были установлены самые низкие показатели рождаемости в истории Эстонской Республики, то есть с 1919 года, когда начали вести соответствующую статистику. Пока сальдо населения страны остается положительным только благодаря иммиграции (+607 человек по сравнению с 1 января 2023 года), но тут есть два нюанса: во-первых, этот показатель тоже стремительно сокращается, во-вторых, действительно ли мы хотим улучшать демографическую ситуацию исключительно за счет приезжих?
В преамбуле к конституции Эстонской Республики записано, что наша общая цель – укреплять и развивать государство, обеспечивающее сохранение эстонской национальности, языка и культуры. О чем это говорит? Что в демографической ситуации, которую сегодня вполне можно назвать критической (чего стоит только тот факт, что в 2023 году родилось на 925 детей меньше, чем в 2022) правительство должно предпринять ряд мер для исправления этой самой ситуации, действуя в соответствии с прописанным в конституции постулатом.
Что же происходит на деле? Во-первых, правительство совершенно не озабочено нынешним положением: из ответов премьер-министра Каи Каллас на вопросы депутатов в парламенте следует, что она не видит серьезной проблемы. Каллас говорит, что сейчас по всей Европе – спад рождаемости, и в условиях войны в Украине это логично. Разумеется, можно утешать себя, что мы в своей проблеме не одиноки, но для больших европейских стран с многомиллионным населением это не столь тревожная тенденция, как для нас. Поэтому это аргумент премьер-министра не особенно успокаивает.