Более того, ЕЦБ в последний раз повысил ставку только в сентябре, поэтому ожидания весеннего снижения ставки были несколько преждевременными. За свою относительно короткую историю Европейский центральный банк совершил несколько ошибок в монетарной политике, например, повысил процентные ставки в июне 2008 года, когда уже было известно о проблемах с ипотекой в США, или весной-летом 2011 года, накануне долгового кризиса.
Конечно, почерк центрального банка зависит и от лидера, стоящего у руля. Первый из четырех управляющих, Дуйзенберг из Нидерландов, не уставал повторять, что «ставки являются адекватными». Любимой фразой француза Трише было «На нашем компасе только одна единственная стрелка», имея в виду, что единственная цель ЕЦБ – держать инфляцию под контролем. Итальянец Драги руководил банком в гораздо более неспокойные времена и вошёл в историю с фразой «Чего бы это ни стоило». Француженка Лагард пока только формирует свой след в истории центрального банка.
Сегодня и прогнозы, и текущая ситуация говорят о том, что всё находится под контролем. Гиперинфляция, которая витала в воздухе, была взята под контроль благодаря беспрецедентно синхронным действиям с другими крупными центральными банками, и нет причин ожидать чего-то иного, кроме периода более плавного смягчения. Однако времена нулевых процентных ставок скорее всего не вернутся.
Доступность денег должна иметь определённую цену, чтобы экономические механизмы могли нормально функционировать. Было бы неплохо постепенно вернуться к средним показателям мирных времен, что означало бы ставку Euribor на уровне 2-2,5%.