Например, в ходе войны против Ливии, во многом инициированной Саркози, диктатор Муаммар Каддафи был убит как собака. Он был одним из предполагаемых спонсоров предвыборной кампании Саркози и одним из потенциальных свидетелей на суде, перед которым бывший президент снова предстанет в 2025 году.
Интуитивные моральные убеждения по большей части являются результатом воспитания и в Западной Европе они исторически базируются на христианской морали. Даже если сегодня страна светская, а большинство жителей – атеисты, то это еще не означает, что устоявшиеся за сотни лет воспитания устои морали претерпели бы значительные изменения. Детей все так же учат быть честными, не лгать, не воровать и чаще заглядывать в себя, чтобы становиться лучше.
Если рядом с христианским понятием честности поставить представление о морали античного мира, которое заложило фундамент другой европейской культуры, то они окажутся довольно разными.
Например, воровство в античном мире было, скорее, героическим поступком, мерилом ловкости и хитрости. У воров даже был свой бог-покровитель на Олимпе – хитрец Гермес в крылатых сандалиях. Античное понимание лжи точнее всего сформулировал великий итальянский режиссер прошлого века Федерико Феллини, сказавший в одном интервью, что ложь – это первоначало созидательной способности человека, а тот, кто не умеет врать, не может творить. Однако топорная ложь подобна плохому творению, и лучше ее не предъявлять другим.
Давайте вспомним, что Борис Джонсон, оказавшийся в центре скандала, связанного с вечеринками во время пандемии коронавируса, подал в отставку не из-за вечеринок, а потому что был уличен во лжи. И это при том, что Россия уже начала войну, а Джонсон считался одним из лидеров западноевропейского блока, поддерживающего Украину. Теперь, если на одну чашу весов положить ложь, связанную с банальными приватными вечеринками, а на другую – безопасность всей Европы, то Джонсон вроде как должен был непременно остаться на посту военачальника, но в Соединенном Королевстве никто не считал, что одно оправдывает другое. Джонсон публично солгал, и ему пришлось уйти в отставку.