Из-за полномасштабной войны в Украине началась миграция бизнеса из зоны боевых действий. Крупные предприятия стали перемещать свои мощности и персонал вглубь территории страны, подальше от российских бомб, ближе к западной границе. В прифронтовых городах, напротив, начался какой-то бум мелких и средних предприятий. Сфера обслуживания буквально переживает свой ренессанс. Но каким трудом все это дается, и какие идеи реализуются? Об этом в программе Rus.Postimees «Украинская студия» рассказали предпринимательницы Евгения Михно и Мария Корниенко.
Предпринимательницы из Харькова: как открыть хлебопекарню в прифронтовом городе
Евгения и Мария открыли хлебопекарню в спальном районе Харькова, который называется Холодная Гора. Женщины думают расширять свой бизнес и даже планируют проводить мастер-классы для тех харьковчан, которые, невзирая ни на что, решили остаться и жить в родном городе.
Выдержки из беседы:
- Расскажите о вашем бизнесе, как вы работаете сейчас?
Мария: - Мы работаем все вместе, большой компанией. В данный момент стало очень тяжело работать, когда начали отключать свет. У нас, конечно, есть генератор, но его мощности не хватает, чтобы работали наши печи. Но мы выходим из ситуации, стараемся подстраиваться под графики отключений.
Мы начали делать комплексные обеды для людей, которые здесь проживают. У них дома отключается электричество, они остаются без горячей еды и все идут к нам, зная, что у нас можно и поесть, и купить хлеб. Варим им кофе, чай, согреваем, даем подзарядить телефоны.
Евгения: - Наш бизнес мы открыли 10 февраля благодаря гранту. Мы написали заявку и получили его. И сейчас мы написали еще одну заявку. Наше министерство экономики создало специальную программу для женщин-предпринимателей. В эту заявку мы включили специальное оборудование, которое может работать от генератора. Это, конечно, из-за того, что у нас война и мы существуем в таких условиях.
- До войны вы занимались выпеканием хлеба?
Мария: - Я работала заведующей производством в сети супермаркетов, а перед этим была и поваром, и пекарем, и училась на повара-кондитера. Я всегда мечтала о своей маленькой пекарне.
- Как пришла такая идея?
Евгения: - Еще три года назад, когда я работала директором по маркетингу в сети супермаркетов, а вообще тема хлеба преследовала меня лет пятнадцать. И вот три года назад мы с Машей уже подумывали о том, чтобы открыть свой бизнес. Хлеб всегда пользуется спросом, а в хлебобулочной индустрии нет предела совершенству.
И когда началась война, мы вели переговоры с организациями из Миннесоты. Тогда нам отказали, но проект на получение гранта был уже готов, мы его постоянно модернизировали. И в итоге выиграли.
Мария: - Мы хотели создать не только пекарню, а пространство, куда люди могут прийти и отдохнуть, чтобы к нам приходили дети, для которых мы будем устраивать мастер-классы. Мы хотели показать людям, что из воды, муки, соли и сахара можно сделать очень вкусный и полезный хлеб.
- Ну и, наверное, показать людям, что даже в такое тяжелое время можно открыть свое дело?
Евгения: - Конечно, мы хотели показать женщинам, что если у тебя есть идеи, то их можно реализовать. Сейчас очень много возможностей для этого. Много обучающих программ о том, как и куда писать проекты.
Мария: - Мы всем своим знакомым говорим, что надо делать что-то сейчас, не надо откладывать. Война не означает, что надо сидеть сложа руки.
- Тем более, что хлеб - это очень важный продукт, особенно во время войны...
Евгения: - Когда 24 февраля 2022 года началась война, крупные харьковские хлебозаводы уже не работали, стало трудно с логистикой. Мы с Машей тогда работали в одном из супермаркетов и в своей мини-хлебопекарне начали печь хлеб.
Мария: - За два часа с двумя моими пекарями мы напекли тысячу штук. Мы даже не паковали этот хлеб, а сразу вывозили в торговый зал, и люди его разбирали. Так мы смогли проработать три дня, пока еще могли добираться до работы. Потом начались очень сильные обстрелы, и мы уже сидели в подвалах.
Евгения: - Кроме того, Красный крест проводил для нас тренинг, и там нам рассказывали, что когда ты даешь человеку чай, булочку или пирожок, то он чувствует себя в безопасности. Вы же сами знаете, что такое свежий хлеб: это как в детстве.
- С точки зрения безопасности как вы организовали вашу работу?
Евгения: - Да, мы закрываем пекарню, выгоняем наших клиентов, это если по правилам. Но с точки зрения реалий, ближайшее безопасное место - это метро, туда идти где-то около полукилометра, и никто туда не побежит. Люди уже привыкли. Но, с другой стороны, было бы круто, если бы рядом было какое-то укрытие, и людям можно было сказать, идите в укрытие.
Поэтому мы сейчас думаем, как и где проводить мастер-классы. Совместно с одной общественной организацией мы подумаваем проводить их в цокольном помещении, где более безопасно.
- С точки зрения логистики насколько тяжело вести бизнес в Харькове?
Мария: - Наши пекари и повара добираются на работу из области. Пока что маршрутки ходят, попутки есть. Сейчас работает весь коммунальный транспорт: и троллейбусы, и трамваи, и метро. Даже во время отключения света транспорт старается работать по графику. Но даже когда свет отключают, мы достаем генератор и работаем на нем.
Евгения: - А если с точки зрения поставок продукции, то все наши поставщики уже давно подстроились к такому режиму работы. Нет перебоев и с сырьевой базой.
- А в целом как бизнес в Харькове работает? Много ли позакрывалось предприятий в городе?
Евгения: - Развиваются малые и средние предприятия, а крупный бизнес выезжает с катастрофической скоростью. «Турбоатом» закрылся, а это был один из крупнейших заводов в городе. И потом, у них стоимость оборудования высокая, конечно, люди пытаются это все сохранить.
- Какая сейчас ситуация в городе?
Мария: - Когда была неделя затишья, было страшно. Когда прилетов нет, начинаешь напрягаться, думаешь, что что-то готовится. Единственное - стараемся подстраиваться под отключения электричества. Стараемся сразу сделать дрожжевые хлеба, потом бездрожжевые, которые могут постоять. Рабочие моменты.
Евгения: - Город опустел, очень много выехало людей до 35 лет. Раньше Харьков был как улей, было много студентов, пробки в городе, но сейчас все очень изменилось. Нет кайфа от того Харькова, который мы все помним.
- Думали ли вы, что будете заниматься подобным бизнесом в военное время?
Мария: - В первые дни мы переехали к родным в село Валки, тогда мы занимались гуманитарной помощью. После чего мы поняли, что гуманитарка - это хорошо, но надо на что-то жить. Потом я устроилась работать в пиццерию, после чего мы стали работать в социальных службах ООН, регистрировали людей на денежную помощь. Тогда мы зарегистрировали около полумиллиона переселенцев на территории Харькова и области.
И после этого мы стали писать очень много проектов и спустя полтора года смогли выиграть этот грант, открыть пекарню. Я не верила, что это получится, но теперь радуюсь каждый день.
- Ваше предприятие уже выходит в плюс?
Евгения: - Два последних дня у нас в плюсе, когда мы вышли на те показатели, которые планировали.
Мария: - Да, мы вышли на плюс, который записан в бизнес-плане. Я очень переживала за это. Мы работаем с 7 утра до 8 вечера, кормим людей. И люди с радостью идут к нам, знают, что у нас вкусно.
Смотрите в записи полную версию беседы!