«Совесть - это дело, которое человек ведет против самого себя». Лучше не скажешь. И никакие уловки типа «я выполнял приказ», «мне так сказали» не могут быть приняты как аргумент против нарушения моральных норм.
Если до войны в Украине к Канту в России относились терпимо (в 1992 году был восстановлен памятнику Канту, утраченный во время Второй мировой войны, в 2005 году Калининградскому университету присвоили имя Канта), сегодня позитивно реагировать на это нечаянное «геополитическое наследие» трудно.
Если калининградский губернатор не удержался назвать Канта «военным трофеем» и обвинил в причастности к «глобальному хаосу и военному конфликту на Украине», то Владимир Путин в приветствии участникам и гостям проходившего в апреле в Калининграде Международного конгресса, приуроченного к 300-летию со дня рождения Канта, призвал к сохранению «богатейшего духовного, гуманистического наследия» этого «блестящего и уникального мыслителя», к дальнейшему изучению его работ, которые «стали настоящим прорывом для своего времени, бесценным вкладом в развитие научной мысли, культуры, просветительства».
И тут же газетные передовицы европейских стран запестрели сообщениями о том, что на церемонии открытия юбилейного года Канта в Берлинско-Бранденбургской академии наук, членом которой Кант был с 1786 года, Олаф Шольц выступил против того, чтобы российские власти использовали Канта в пропагандистских целях и пытались присвоить себе его наследие.
Философия как поле битвы идеологических врагов
Да и в самой России последнее время философия становится полем битвы непримиримых идейных противников. То в очередной раз отбиваются попытки кремлевских идеологов захватить Институт философии РАН, чтобы сделать его цитаделью «военной философии». То студенты когда-то самого либерального Гуманитарного Университета бунтуют против названия высшей политической школы имени ультраправого философа Ивана Ильина, который, по их мнению, оправдывал преступления Гитлера и призывал к необходимости создания русского фашизма.