Например, в Эстонии с курьерами Wolt заключены договоры подряда, а таксисты Bolt являются индивидуальными предпринимателями или владельцами фирм, они сами предоставляют себе социальные гарантии (точнее, обычно они таких гарантий лишены). Кстати, Wolt - финская компания, которая уже во время ее продажи (в 2021 году) была дороже, чем Bolt сейчас, но наши северные соседи с самого начала были за директиву о платформенной работе. И никто при этом не обвиняет финских политиков в игнорировании интересов местных компаний.
Очевидно, что если Bolt должен будет предоставлять таксистам или курьерам страхование здоровья и отпускные дни, то для компании это сопряжено с расходами. Что, в свою очередь, может привести к снижению стоимости Bolt и некоторому росту цен на их услуги. Аналогично, запрет рабства в США был очень болезненным ударом для многих компаний и - что тут скрывать - для потребителей. Цена на сахар выросла, ткани подорожали и так далее - но является ли это причиной, по которой запрет рабства был ошибкой?.. Нет, я не хочу сказать, что таксист, работающий по 20 часов в день без медицинской страховки и выходных, который может быть уволен без объяснения причин, является рабом. Но мне кажется, что у него действительно могло бы быть больше прав.
Таинственное голосование
Теперь давайте подробнее рассмотрим, как именно происходила защита интересов Bolt. Ничто не указывало, что на первом голосовании в Совете ЕС 16 февраля Эстония не поддержит директиву о платформенной работе. Чиновники, работающие над этим вопросом, не видели в директиве никаких проблем для Эстонии. В то время я ничего не знал о лоббистской деятельности Bolt, и был, скажем так, несколько удивлен, когда Эстония воздержалась от голосования вместе с Францией, Германией и Грецией.