Выясняется, что Окуджава бывал в Тарту в начале 1980-х годов каждое лето: «Я проносился по Тарту в августе прошлого и позапрошлого, и нынешнего года, покупал на рынке мясо, глазел по сторонам». Частые поездки Окуджавы в Тарту объяснялись просто. Он 15 лет подряд отдыхал летом на турбазе в Латвии. На турбазе обычно делали шашлык, а в Латвии не было мяса, поэтому Окуджава ездил на своей машине в Эстонию за мясом. Окуджава сообщает Лотману свой номер телефона и приглашает заходить к нему в гости, когда ученый будет в Москве, но предварительно позвонить.
В 1988 году Лотман подарил писателю свою книгу «Сотворение Карамзина» с надписью: «Дорогому Булату Шалвовичу Окуджава. Писателю, которого всегда рад читать, поэту, которого всегда люблю слушать и человеку, о котором хочется вспоминать, когда дышится особенно тяжко. 23. II. 88. Тарту. От Ю. Лотмана.» (книга хранится в музее Окуджавы в Переделкино).
Окуджава ответил на подарок с опозданием, поскольку месяц был в Израиле с концертами. Отзыва о подаренной ему книге в письме нет. Видно, что Карамзин интересует писателя намного меньше, чем Пушкин. Окуджаву интересовали биография и творчество Пушкина, декабристы, эпоха Николая Первого. Эти знания он использовал при написании исторических романов: «Бедный Авросимов», «Путешествие дилетантов» и повести о Павле Пестеле «Глоток свободы». Исследователь Окуджавы Ольга Розенблюм отметила важную для Окуджавы статью Лотмана «Декабрист в повседневной жизни».
Незадолго до смерти Лотман занимается с внучками французским языком, а потом слушает с ними Окуджаву. В 1993 году в письме к Сонкиной он цитирует строчки из «Заезжего музыканта» Булата Окуджавы. Эти песни был его мир и мир многих его современников.