Общество же не имело весомой роли в политической системе в межвыборные периоды. Хотя роль гражданского общества особенно возросла после Революции Достоинства, а также благодаря роли Запада в институциональном развитии после 2014 года, политическая система оставалась в значительной степени нетронутой до начала полномасштабной войны в феврале 2022 года.
Война, представляющая экзистенциальную угрозу для украинского государства и нации, изменила расклад сил. Основы старой политической системы пошатнулись. Во-первых, олигархи утратили свою решающую роль в украинской политике. Олигархат лишился экономической базы. Влияние на СМИ и партийную систему значительно ослабло. Еще в феврале 2022 года украинское правительство объединило большинство телеканалов в один так называемый телемарафон, установив тем самым практически полный государственный контроль над телевидением.
Отсутствие выборов же нивелировало значимость партий, а номинальное монобольшинство - возможности влияния. Сотрудничество с властью, а не нечто обратное, стало жизненно необходимым. Неудивительно, что Ринат Ахметов передал свой медиабизнес правительству и отказался от участия в политике. Важно, что вторжение России положило конец олигархическим связям с Москвой. Пророссийские олигархи либо бежали из Украины, либо были арестованы.
Соответственно, олигархи сосредоточены на сохранении своих активов, доходов и даже личной свободы, а не на политике. Заметным исключением являются телеканалы, принадлежащие Порошенко - единственному олигарху, который продолжает инвестировать в политику, но они были отключены от цифрового вещания.
Во-вторых, роль гражданского общества, наоборот, резко возросла. Роль общества в отражении российской агрессии и мобилизации ресурсов сыграла ключевое значение в сохранении государства и подняла авторитет волонтеров и гражданских лидеров.