Экспертизы от ФБС и «деструктологов»
Обвинение базируется на выводах экспертизы, проведенной сотрудником экспертной службы ФСБ Светланой Мочаловой. Эксперт полагает, что в спектакле якобы намеренно создан «романтический образ террориста».
Его «исключительность» и «несовместимость с обыденным миром» делает «образ интересным и привлекательным для девушек и женщин», цитировала текст экспертизы газета «Коммерсант».
По данным издания, автор экспертизы также упрекнула автора пьесы и режиссера в «дискриминации» русских мужчин. В доказательство этого утверждения эксперт ФСБ привела реплику одного из персонажей пьесы: «Наши мужчины лучше всего умеют делать три вещи - критиковать, давать советы и навешивать чувство вины».
Адвокаты Беркович и Петрийчук тогда выразили возмущение качеством экспертизы. «Вывод эксперта о том, что "Финист Ясный Сокол" - сказка фольклорная, а значит, женщины ее посмотрят и начнут совершать террористические действия, абсурден. Сама эксперт - женщина, которая тоже посмотрела этот спектакль, но ничего такого не совершила», - объясняла свою позицию «Коммерсанту» адвокат Беркович Ксения Карпинская.
А трактовка мусульманского брака в экспертизе, по мнению Карпинской, направлена на разжигание межрелигиозной розни.
Это уже вторая экспертиза спектакля. Основанием для возбуждения дела в отношении Беркович и Петрийчук стала «комплексная деструктологическая экспертиза», которую представил создатель «деструктологии» Роман Силантьев.
В ней, в частности, утверждалось, что «радикальный феминизм» так же опасен, как и «Исламское государство».
Позже центр судебной экспертизы при Минюсте России признал, что «деструктологическая» экспертиза не может быть доказательством в суде, так как «деструктология» не является наукой.
В СИЗО создатели спектакля «Финист Ясный Сокол» находятся почти год - с 5 мая 2023 года. Беркович и Петрийчук неоднократно просили суд избрать им меру пресечения, не связанную с нахождением в СИЗО.
У Беркович двое приемных детей с особенностями развития, которых нельзя разлучать с матерью, об этом суду регулярно напоминала и сама Женя, и ее защита, ходатайствуя об изменении ей меры пресечения. У Петрийчук на иждивении младшая сестра и пожилые родители.
Однако в начале мая им в очередной раз продлили срок ареста, на этот раз сразу на полгода, до 22 октября.