- Кристина Каллас: регуляции убивают инновации, науку спасут квоты и консорциумы
- Марина Кальюранд: военная экономика – не в ущерб образованию и человеку
Rus.PM продолжает серию предвыборных евродебатов в прямом эфире. Тема дискуссии – зеленые, цифровые и налоговые вызовы. Просчитаны ли риски?
В дебатах приняли участие первый номер предвыборного списка социал-демократов, евродепутат Марина Кальюранд и кандидат в евродепутаты от партии „Ээсти 200“, министр образования Кристина Каллас.
Выдержки из беседы:
– Насколько ЕС сейчас вкладывается в науку и образование? Не пострадали ли эти области с началом войны – с точки зрения инвестиций?
Кристина Каллас: – Не пострадали. ЕС особенно много вкладывается в науку. Однако нужно признать, что возможности эстонских университетов и команд в распределении проектного финансирования ограничены. Причина не в том, что наши вузы и команды – слабее в плане науки, а в том, что ЕС отдает предпочтение большим проектам.
Небольшие качественные эстонские проекты не выдерживают конкуренции в количественном плане: невозможно бороться за финансирование по 30–40 миллионов евро на проект. Ранее Эстония была намного успешнее, когда приходилось конкурировать за инвестиции в 3–5 миллионами евро.
– Что нужно менять?
Кристина Каллас: – Нужно создавать международные научно-исследовательские консорциумы и быть равноправными участниками. На деле пока получается так, что научные консорциумы создают большие страны, забывая маленькие.
Сейчас в ЕС начинается следующий период планирования финансирования научных объединений. Эстония занимает четкую позицию: если не квоты, то отдельное финансирование научной работы в университетах восточной Европы, участвующих в консорциумах.
– Понимают ли еврочиновники, что будущее ЕС – за наукой и образованием, а не за стратегическими коммуникациями и политтехнологиями?
Марина Кальюранд: – Думаю, что в Евросоюзе это все понимают. Но я бы сказала, что будущее сейчас – и за безопасностью. Просто мы живем в такое время, когда сразу нужно заниматься несколькими кризисами.
В области науки и исследований у ЕС – огромный потенциал. Ясно, что для развития экономики необходимы инновации и сотрудничество в сфере науки. На ее развитие в Евросоюзе предусмотрено 3% от ВВП с учетом частных инвестиций.
Кристина Каллас: – Эта цифра складывается из того, что минимум 1% выделяется на науку за счет государственных средств и еще 2% вкладывают фирмы. Эстония уже близка к этой цели. Именно по этой причине государству важно избежать сокращений в сфере науки, чтобы не последовало урезания финансирования со стороны частного сектора.
– Нужно ли ограничивать в правах искусственный интеллект? Как его контролировать?
Марина Кальюранд: – Мы его уже сейчас контролируем. Инновации и технологии нужно развивать, но они должны работать так, чтобы права человека не были ущемлены. Принятый европарламентом Закон о цифровых услугах (Digital Services Act – англ.) – очень важный шаг в этом направлении.
Кристина Каллас: – Тут я настроена критиковать Евросоюз. Каждый раз на встречах министров образования стран ЕС поднимается вопрос о необходимости контролировать искусственный интеллект. Вспоминается ироничная фраза: американцы внедряют, китайцы копируют, а европейцы регулируют. Увлекшись регуляцией, мы не увидим инноваций!
Эстония всегда отстаивала позицию, что регуляции – регуляциями, но нужно смелее внедрять инновации, в том числе – в сфере образования.
– В одном из недавних интервью Марина Кальюранд назвала своим главным достижением в Европарламенте изменение отношения европейских соцдемов к России. А есть ли достижения в социальной политике? Или улучшение жизни простого человека отошло на второй план на фоне борьбы с Россией?
Марина Кальюранд: – Это предложение было вырвано из более широкого контекста. Вообще неправильно спрашивать о самом важном достижении за пять лет – невозможно выделить что-то одно. С моей стороны был просто приведен пример, как мы со Свеном Миксером (еще один депутат Европарламента от социал-демократов – прим.ред.) работали в своей фракции во имя того, чтобы признать Россию государством, поддерживающим терроризм.
На своем собрании европейская фракция соцдемов не готова была голосовать «за», но благодаря в том числе усилиям эстонских социал-демократов вся фракция в конечном итоге проголосовала за то, чтобы признать Россию государством, поддерживающим терроризм.
Что касается общей картины, то, естественно, весомая часть финансирования ЕС будет направлена в безопасность и военную экономику. Однако это не должно происходить за счет образования, человека и социальной сферы.
Откуда деньги? В Евросоюзе есть деньги! Об этом говорят и эксперты. Просто политику нужно пересмотреть, чтобы частные инвестиции направлялись не в США, а оставались в Евросоюзе.
Во время коронакризиса мы убедились, что можем собраться в ответственный момент и найти средства, даже если для этого потребуется взять в долг. Совершенно ясно, что цель должна быть достигнута, но не за счет человека, образования или науки. Финансирование сферы обороны должны вестись за счет бюджета ЕС и дополнительных вливаний.
Подробнее в повторе!
/nginx/o/2024/05/27/16102151t1h4579.jpg)
- Каков вклад ЕС в науку и образование? Что нужно менять?
- Как контролировать искусственный интеллект?
- Назревают ли перемены в социальной политике ЕС?
- Возможно ли улучшение жизни простого человека?
- Нужны ли коррективы в зеленой политике ЕС?
- Как помочь сельскому хозяйству ЕС и Эстонии?
- Почему Эстония против цифрового налога?
- Что не так с миграционной политикой ЕС?
Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Sand