Смелость, которая свойственна некоторым общественным и политическим деятелям, когда речь заходит об оценке деятельности Путина или местных личностей, вдруг куда-то внезапно исчезает, когда речь заходит о нештатных ситуациях, разворачивающихся на наших глазах. Вот мне, как гражданину ЭР, не совсем понятна реакция Департамента полиции и погранохраны, когда на глазах пограничников (замечу, что не рыбаков или случайных прохожих, а именно пограничников!) российская сторона начинает собирать эстонские буи: «Погранохрана приняла решение не вмешиваться физически, чтобы не допустить обострения ситуации».
Как следует из объяснения, «силы были не равны». И это заявляет официальный представитель государства, глава которого недавно мимоходом призвал «сделать все возможное, чтобы поставить воюющую Россию и Путина на колени». Я понимаю контекст сказанного Аларом Карисом и даже в душе не возражаю, но как быть с резонансом? Я детально не изучал, как оттянулись на заявлении эстонского президента российские СМИ, но могу представить, сколько скабрезных шуточек в наш адрес отпустили.
Мне врезалась в память фраза, произнесенная депутатом Выруского городского собрания Керту Луйск на встрече местных жителей с премьер-министром в апреле этого года: «Провокационные заявления вас и членов правительства о том, что происходит в РПЦ являются приманкой. Вы приглашаете сюда войну». Мне кажется, что это очень точное и емкое замечание, мы слишком легкомысленно относимся к этому вопросу, позволяя нашим политикам делать громкие заявления, особо ничем не подкрепленные, если не считать невнятные обещания наших партнеров по ЕС и НАТО не оставить нас в беде в случае плохого для Эстонии сценария.
Так сложилось, что нам достался очень беспокойный сосед. Этот сосед за последнее столетие преподал нам немало уроков, но мы их выучили на троечку. Надежный тыл любого государства обеспечивается не смелыми манифестами и заключениями союзов с международными центрами силы, а кропотливой внутренней работой и действиями на опережение. В государстве всегда найдутся те, кто готов шапками закидать любого противника, особенно если он не представляет серьезной опасности. Но ключевую роль должны играть ответственные государственные деятели, понимающие, что мир может рухнуть внезапно. Проверка на прочность может оказаться роковой, особенно когда мы бездумно своими собственными действиями создаем casus belli.