Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Собака принесла во двор тело младенца: почему в Эстонии до сих пор нет бэби-боксов и анонимных родов?

Бэби-бокс в Германии.

Трагическая история в Сууре-Ляхтру под Хаапсалу, где в начале февраля собака принесла во двор тело новорожденного, не оставила равнодушным никого. В адрес матери, личность которой вскоре была установлена, посыпались оскорбления и ругательства. Однако мало кто задался вопросом, а можно ли было спасти жизнь младенца, если бы в Эстонии существовали бэби-боксы или анонимные роды.

Например, в настоящее время в Латвии действуют восемь бэби-боксов, первый из них открылся в 2019 году. За все время их существования медикам было передано 57 детей. Там же возможны и анонимные роды. Ребенка сразу помещают в семейную среду, чаще всего в приемную, но у матери есть время подумать и забрать малыша домой. Почему Эстония не берет пример с соседей?

От рук матерей погибают единицы

Согласно Пенитенциарному кодексу (статья 116), убийство матерью своего рождающегося или новорожденного ребенка карается тюремным заключением на срок до пяти лет. За последние пять лет, не считая последнего, зарегистрирован один такой случай: в 2021 году. До этого был еще один случай в 2016 году и один еще раньше - в 2013 году.

Беременная.

«Да и регистр причин смертей до 2022 года не показывает, что в последние годы дети в возрасте до десяти лет становились жертвами убийств чаще. В этих данных пока не отображен 2023 год», - сказал советник службы анализа Министерства юстиции Андри Ахвен.

В то же время, если учитывать более взрослых детей, таких случаев может быть больше. Убийство ребенка родителями (или другим человеком) - очень редкое явление, учитывая любую статью, говорит Ахвен. В случае гибели ребенка производство чаше начинают на основании статьи 117 (причинение смерти по неосторожности) или на основании статьи 118 (нанесение тяжкого вреда здоровью, в том числе пункт 7 части 1 - смерть потерпевшего).

«Чаще всего оказывалось, что это был несчастный случай или халатность и т.д. Однако если выяснялось, что деяние было умышленным, оно переквалифицировалось в убийство (статья 113 - прим. автора) или убийство при отягчающих обстоятельствах (статья 114). Поэтому случаев, приведших к смерти ребенка, было больше, но в целом об умышленных действиях в этих случаях говорить нельзя, - подчеркнул Ахвен.

Почему бэби-бокс не выход

По словам советника отдела детей и семей Министерства социальных дел Эльмета Пухма, несмотря на то, что смерть каждого ребенка является чрезвычайно трагическим событием, на основании этих отдельных смертей нельзя сделать вывод, что анонимный вариант отказа от ребенка, то есть наличие бэби-боксов, предотвратил бы эти печальные последствия.

«Обычно все-таки кому-то из близких женщины известно о ее беременности и в кризисный момент человека можно поддержать или оказать ему помощь. Более того, каждый обязан сообщить о человеке, нуждающемся в помощи, в том числе и о ребенке», - говорит он.

Бэби-бокс в Германии.

Если родитель (родители) хотят отказаться от ребенка и дают разрешение на усыновление, процесс регулирует статья 152 Закона о семье. Как правило, согласие на усыновление дается сразу после родов, но оно не вступает в силу до восьми недель после рождения ребенка.

«Как и в некоторых других странах, с согласия родителей, до вступления в силу согласия на усыновление, уход за ребенком может быть предоставлен человеку, желающему усыновить ребенка. Департамент социального страхования обязан проконсультировать родителя, желающего дать согласие на усыновление, разъясняя ему, в частности, его права и обязанности, а также правовые последствия этого решения», - пояснил Пухм.

Всем детям, от которых отказались после рождения, Департамент социального страхования нашел замещающую семью:

  • В 2020 году в Эстонии было усыновлено 22 ребенка, в случае четырех из них согласие дал биологический родитель
  • В 2021 году в Эстонии было усыновлено 13 детей, в случае одного из них согласие дал биологический родитель
  • В 2022 году в Эстонии было усыновлено 20 детей, в случае шести из них согласие дал биологический родитель
  • В 2023 году в Эстонии был усыновлен 21 ребенок, в случае трех из них согласие дал биологический родитель

Пухм сослался на Конвенцию ООН о правах ребенка, согласно которой ребенок с рождения имеет право на жизнь и развитие, но он также имеет право знать свою идентичность и происхождение.

«Такой подход, при котором родитель(и) анонимно отказывается от ребенка, навсегда лишает малыша этой возможности. Отказ от ребенка после родов - взвешенное решение, которое можно отменить в течение восьми недель и поэтому это лучше, чем анонимный отказ от младенца с помощью бэби-бокса, - объясняет советник отдела детей и семей Министерства социальных дел. - Хотя в Эстонии действует тайна усыновления, с согласия всех сторон факт усыновления может быть раскрыт усыновленному человеку, если он того пожелает. Кроме того, с согласия родителей можно назначить личного усыновителя».

Подводя итог, Пухм сказал, что если близкие знают о беременности женщины, во время беременности и после родов она получает достаточно поддержки и консультации, в том числе информацию, куда обращаться в кризисный период, то такие трагические случаи, конечно, полностью не предотвращаются, но их риск минимизируется.

«Надеемся, что созданная сегодня система обеспечит своевременную помощь и консультирование даже при принятии самых сложных решений, поэтому в настоящий момент мы не видим необходимости менять существующую практику на законодательном уровне», - заявила она.

В роддомах работают замечательные команды

Советник отдела развития системы здравоохранения Министерства социальных дел Леэна Калле отметила, что в Эстонии нечасто отказываются от ребенка сразу после родов, скорее, это единичные случаи.

Также она подтвердила, что действительно в Эстонии нет ни анонимных родов, ни бэби-боксов: «Сейчас в роддомах работают очень хорошие команды, которые в разных ситуациях находят оптимальные, безопасные для матери и ребенка решения».

Младенец с мамой.

Если во время беременности выясняется, что мать хочет отказаться от ребенка, этой ситуацией сразу начинают заниматься. «Это требует сплоченного сотрудничества различных специалистов: акушера, гинеколога, педиатра, консультанта в случаях кризиса беременности, клинического психолога, психиатра, консультанта для пар, сотрудника защиты детей и социального работника. Выбор привлеченных специалистов зависит от ситуации, причины такого решения женщины (или семьи) и какая поддержка ей (или семье) может потребоваться», - сказала она.

Калле подчеркнула, что каждый такой случай индивидуален и требует очень конкретного и ситуативного подхода. «За решением могут стоять сложные отношения в паре, изнасилование, физическое насилие, употребление наркотиков и т.д. Важна разносторонняя поддержка беременной и предложение ей необходимой помощи», - заявила она.

Труднее в тех случаях, когда работник здравоохранения ничего не знает о решении женщины или семьи или когда женщина во время беременности не посещает гинеколога или акушера.

«Если женщина не посещала акушера или гинеколога или ограничивалась редкими нерегулярными посещениями, общей картины ситуации может не быть и дальнейшие планы беременной могут остаться неизвестными. В таких ситуациях невозможно предложить женщине или семье помощь и поддержку», - заключила Калле.

Комментарии
Наверх