Данный материал подготовлен в сотрудничестве Института Шютте Тартуского университета и портала Rus.Postimees.
Один из моих юных клиентов во время консультации сравнил процесс адаптации в Эстонии с компьютерной игрой. «Как только ты проходишь один уровень, следующий обязательно окажется тяжелее. Вот поначалу, как мы приехали, нужно было найти квартиру, обзавестись базовыми вещами, потом найти школу, понять, что, где и как, найти друзей. А с каждым месяцем в школе требования все выше. И эстонский язык - это круче, чем на финальном уровне убить самого главного босса!»
При этом основные проблемы адаптации детей связаны с другой системой образования и соцзащиты, социальной интеграцией, языковым барьером, адаптацией к новой культуре и психологическим здоровьем.
Вызовы в системе образования
Уже не раз писали и говорили о том, что из-за большого количества учеников-беженцев, а также в свете реформ обострилась проблема нехватки и перегруженности специалистов в сфере образования Эстонии. Украинские дети, приехавшие из разных городов и сел своей родины, имеют очень разный уровень образования. Вследствие чего на эстонских учителей ложится дополнительная нагрузка еще и в помощи в заполнении определенных пробелов в знаниях, на что учебный процесс, откровенно говоря, не рассчитан.
А ведь кроме сложностей, вытекающих из различий в украинской и эстонской системах образования, учителя и воспитатели столкнулись с последствиями пережитого детьми стресса: повышенная тревожность и пугливость, истерики, приступы злости, проявления ПТСР, депрессии, прогулы, постоянные болезни - это далеко не полный перечень того, что переживают дети-беженцы и что ложится на плечи не только родителей, но и учителей. Как следствие - выгорание специалистов в сфере образования выглядит очень закономерным.