За последние месяцы я дважды побывал в Хельсинки и оба раза невольно становился участником мероприятий, включенных в программу мировой Столицы дизайна, хотя цель моих поездок была совершенно другой. И, оглядываясь назад, странным кажется недавний опыт нашей Культурной столицы Европы.
Неэме Корв: o столице и столицах
Конечно, полагаясь только на эмоции, ошибиться очень легко. Возможно, я просто оказался в нужном месте в нужное время. Или, возможно, посторонним взглядом больше замечаешь. Однако дело не в масштабах мероприятий, а в чем-то таком неуловимом, чего не хватало в атмосфере Культурной столицы Европы, каковой в прошлом году был Таллинн. Это нечто довольно характерно для того образа мышления, который время от времени демонстрирует столичная власть: больше закрытости, чем открытости.
Культурная столица должна была привлекать прежде всего в духовном плане, а не только предлагать ознакомиться с обширной программой. Столица дизайна у наших северных соседей объединяет как публичный, так и частный сектор.
Такое впечатление, что в единый процесс вовлечен оформитель каждой уличной витрины. Мероприятия охватывают не только столицу, но и другие города. У нас же события Культурной столицы выглядели, скорее, как однонаправленный коммуникационный поток, большая часть которого была заполнена (само)оправданием организаторов.
Возможно, выбор нашей столицы был не самым удачным. Если бы Культурной столицей Европы был избран Тарту, культурная жизнь Таллинна при этом ничего бы не потеряла. Он и так каждый год является своего рода культурной столицей.
Вместо того, чтобы стать гордостью всего государства, эстонская столица требует к себе особого отношения, соответствующего статусу. Порой и силой. Похоже, что мэр Таллинна все больше ощущает себя вторым премьер-министром. Масштабы столицы в контексте Эстонии способны оказывать влияние как на законодательную, так и на исполнительную власть.
Во имя сохранения этого статус-кво председатель Центристской партии даже переступает через своих давних соратников. Одним из мотивов, побудивших людей покинуть ряды партии, стала сосредоточенность именно на столице.
Накануне празднования Дня независимости один из моих коллег выразил мнение, что на самом деле столицей Эстонии мог бы быть Тарту. Это, конечно, шутка, но с другой — столица должна объединять государство, а не разъединять.