• Как распределяется финансирование проекта по годам и каковы источники финансирования?
• Кто закупает поезда, каковы сроки приобретения поездов и как осуществляется финансирование их покупки?
• Каковы расходы на эксплуатацию и содержание железной дороги и какая часть этих расходов должна покрываться из государственного бюджета?
• Должна ли железная дорога строиться по любой цене или все-таки существует предел, за которым строительство железной дороги перестает быть целесообразным?
Необходимо улучшить и качество обзора проекта Rail Baltica, который является приложением к пояснительной записке к государственному бюджету. Это приложение необходимо сделать более содержательным, чтобы оно давало полное представление о ключевых показателях проекта на момент проведения ежегодной процедуры составления государственного бюджета.
В частности, необходимо предоставить дополнительную информацию о сроке завершения строительства, сроке ввода в эксплуатацию, сметной стоимости строительства железной дороги, прогнозируемые расходы по ее вводу в эксплуатацию (стоимость поездов, ежегодные эксплуатационные и операционные расходы, выделяемые из госбюджета), о распределении инвестиционных расходов по годам и источникам покрытия, а также о ходе реализации проекта в Латвии, Литве и Польше. Важно, чтобы предоставленная информация была реалистичной и официальной.
Также повторяю высказанное в ходе аудита 2019 года предложение о подготовке более четких бюджетных прогнозов и сценариев финансирования Rail Baltica до завершения проекта и представлении их в качестве приложения к государственной бюджетной стратегии. Пять лет назад на это предложение последовал неожиданный ответ от Министерства экономики и коммуникаций, которое в то время отвечало за проект – министерство заявило, что финансовое планирование проекта более чем на четыре года является незаконным и, возможно, неконституционным.
Такая точка зрения не может восприниматься всерьез – не существует законодательства, запрещающего долгосрочное планирование. В преамбуле Конституции по-прежнему формулируется цель обеспечения сохранности эстонской нации и культуры на века, а не только в течение четырехлетнего периода действия бюджетной стратегии. По-прежнему составляются долгосрочные программы развития. Конституция не препятствует хозяйскому и разумному поведению. Она к такому поведению обязывает.