Колонка Postimees Кая Каллас покинула минное поле (7)

Copy
Кая Каллас.
Кая Каллас. Фото: Tairo Lutter

Нет такого купца, который не хвалил бы свой товар. Заявление Каи Каллас в эфире Vikerhommik о том, что, несмотря на тяжелые времена, и она сама в качестве премьер-министра, и ее правительство хорошо справились со своей работой, кажется, это подтверждает. Но, глядя на рейтинги партий и конкретно самой Каи Каллас, можно сказать, что люди в большинстве своем все-таки так не считают.

Перевод: Ольга Лебедева

Конечно, окончательную оценку даст время. Сейчас мы можем более или менее объективно оценить то, что произошло в предыдущие десятилетия, когда появились два премьер-министра: Март Лаар и Андрус Ансип. Обоим пришлось принимать непростые и непопулярные решения, но они не говорили каждый день, что они устали и СМИ их не любят, а просто действовали.

Из остальных премьер-министров самое бледное впечатление произвел Таави Рыйвас с его словами о «тонкой настройке». Окончательную оценку работе Юри Ратаса еще давать рано. Но никто из них не смог настолько рассорить общество и ввергнуть экономику в хаос, как это сделала Кая Каллас. Даже если бы Ратас ничего не предпринял на посту премьер-министра, его политическое наследие, как и наследие Рыйваса, выглядело бы скорее положительным. 

К сожалению, до выборов Каллас ничего не говорила о повышении налогов, а после выборов началось налоговое ралли. Мы видим рост подоходного налога, рост налога с оборота, увеличение различных госпошлин, налог на автомобили, и в то же время в нынешних условиях догматическое стремление устранить налоговый горб. Кажется, избиратели были специально обмануты с целью сбора их же голосов.

Жители Эстонии всегда умели затянуть пояса и пережить трудные времена, если цель была понятна и ясна. Несмотря на продолжительные разговоры «Ээсти 200» о долгосрочном плане, неясно, как преодолеть рецессию, которая уже стала самой продолжительной с момента восстановления независимости Эстонии. Правительство также намеренно игнорировало самую большую проблему Эстонии - кризис рождаемости. Вместо того, чтобы предложить новые решения, пособие на третьего ребенка сократили. 

Предприниматель Хельдур Меэритс упрекал в Postimees Каю Каллас в отсутствии инициативности. С ним можно согласиться, особенно это бросалось в глаза в последний год, когда она уже нацеливалась на высокие международные должности. Даже партнеры по коалиции ворчали, что больше невозможно управлять делами в правительстве. 

Если искать что-то хорошее, можно выделить поддержку Каллас Украины, что особенно важно было на первом этапе российской агрессии, когда демократические страны только отходили от шока. К сожалению, все эти достижения были сведены к нулю восточным транспортным скандалом, из которого премьер-министр не смогла сделать адекватных выводов. 

У Каи Каллас есть возможность реабилитироваться как лидеру на новой должности верховного представителя ЕС, что, несомненно, важно для будущего Эстонии. Однако сохраняющимся здесь минным полем должна заниматься Партия реформ, которая, будем надеяться, сможет вернуться к своим первоначальным принципам, а именно - к либеральной экономической политике и укрощению жадного государства. 

Наверх