– А если патриарх их не одобрит?
Епископ Даниил: – Параллельные переговоры в этом направлении ведутся. ЭПЦ находится в автономном статусе и старается вести переговоры как в Эстонии, так и обращаясь в структуры патриарха.
Райво Кюйт: – В этом-то и вопрос. Насколько самостоятельны действующие в нашей независимой стране церкви? Если патриарх может что-то не утвердить, запретить или во что-то вмешаться, мы не можем говорить о самостоятельности церкви. Это-то и беспокоит наше государство! Особенно тогда, когда обстановка в Европе накалилась, Россия воюет в Украине, а патриарх поддерживает эти действия, называя происходящее священной войной.
Мы ищем ответы на остро вставший вопрос и хотим решить его раз и навсегда.
– Есть ли уверенность в том, что вопрос может быть решен раз и навсегда?
Епископ Даниил: – Во-первых, нет ничего более постоянного, чем временное. Во-вторых, не возьмусь утверждать, что можно что-то решить раз и навсегда. С нашей стороны есть желание сотрудничать, мы имеем автономный статус и не намерены предпринимать шагов, которые бы привели нас к неопределенному статусу.
Райво Кюйт: – Позиция государства такова, что священнослужители ЭПЦ не должны оказаться в вакууме. Необходимо быть готовым ко всем ситуациям на случай, если патриарх скажет, что никого никуда не отпускает и полностью независимой ЭПЦ не станет. Нужно просчитывать варианты на шаг вперед.
В этой связи предусмотрен второй этап. Государство надеется, что в Эстонии образуется единая православная церковь. В этом контексте были бы уместны переговоры об объединении (с Эстонской апостольской православной церковью – прим.ред.). И реакция российского патриарха может ускорить этот процесс. В том смысле, что нам придется искать другой выход. Это может быть объединение или что-то еще.