– Насколько вероятен уход малого бизнеса в теневую сферу?
– Эта тенденция уже наблюдается. Например, в нижней части малого бизнеса – в индустрии красоты, сфере таксоизвоза и т.д. Там отношение к налогам – условно-теоретическое, налоги просто не декларируются. А наш Налогово-таможенный департамент не очень хочет заниматься охотой за планктоном.
В нашей стране можно легко создать фирму, подавать нулевые годовые отчеты и рассчитывать на то, чтобы летать ниже уровня налогового радара.
Считаю, что эта тенденция непременно усилится. Думаю, что игры в прятки в бухгалтерском отчете мы увидим в широких масштабах. Все будут показывать сплошные убытки.
Это будет означать, что государству придется пересматривать практику налогообложения либо корректировать свои налоговые планы.
– Что мешает малому бизнесу расти?
– Во-первых, базисно мешает расти малому бизнесу политическая ситуация. Мы живем в стране, расположенной на коротком Ганзейском пути из Европы в Россию. Геополитическая блокада превратила основное преимущество страны в ничто.
Во-вторых, раньше преимуществом Эстонии было наличие не очень дорогой квалифицированной рабочей силы. Это преимущество испаряется с каждым годом все больше.
Во-третьих, правительством был принят целый ряд популистских мер. Все эти безумные траты на культуру, пиар, коммуникации – это все равно что покупать новый смокинг, когда в кармане пусто.
– Во что эти деньги нужно было бы вложить?
– Для начала – их не нужно было тратить. Можно было бы копить и в час тяжелой минуты покупать на них, например, новые ракетные комплексы, а не устраивать дополнительные поборы. Можно было бы догадаться, что это важно для страны, в которой нет финансовой подушки безопасности и которая находится в зоне серьезной политической напряженности.