Расследование Svenska Yle: РФ перевозит нефть в Финском заливе даже на немореходных судах

Copy
Нефтяной танкер Nimbus SPB в Санкт-Петербурге. Иллюстративное фото.
Нефтяной танкер Nimbus SPB в Санкт-Петербурге. Иллюстративное фото. Фото: Dmitri Lovetsky

В международных водах возле эстонского поселка Вийнисту стоят несколько судов и ждут входа в российские порты Приморск и Усть-Луга в Финском заливе, сообщает Yle.

«Эти суда выглядят незваными гостями. Мы не хотим, чтобы они были здесь», - отмечает бывший министр иностранных дел Эстонии Яан Маницкий.

Он живет в Вийнисту, где владеет гостиницей и собственным художественным музеем.

После нападения России на Украину сфера транспортировки нефти претерпела изменения - ЕС запретил импорт российской нефти по морю, а западные компании прекратили логистику. Однако нефтеперевозки не прекратились: почти половина экспорта российской нефти по-прежнему идет через Балтийское море.

По данным исследовательского центра Centre for Research on Energy and Clean Air, в 2022 году доля теневого флота в транспортировке нефти в Балтийском море составила 21 процент. В этом году этот показатель вырос почти до 50 процентов.

Теневой флот представляет собой суда, не застрахованные в западных странах и перевозящие российскую подсанкционную нефть.

Немореходные суда

Программа Spotlight шведоязычной редакции Svenska Yle мониторила судоходство в Финском заливе весной и летом 2024 года.

В период с января по май в регионе ходило около 600 судов, перевозивших российскую нефть. Почти половина из них (283) может быть отнесена к так называемому теневому флоту. Многие из этих судов несколько раз пересекали залив.

Расследование Svenska Yle также показала, что в Финском заливе находились и 11 судов, включенных в черный список Парижского меморандума (Paris Mou), международной организации, которая следит за безопасностью и состоянием судов.

Если судно попадает в черный список, то оно не может эксплуатироваться до устранения неполадок.

«Это по-настоящему пугающая информация. Суда, внесенные в черный список, должны находиться в порту для ремонта или утилизации», - заметил преподаватель Магнус Винберг из морского училища Aboa Mare.

Кроме того, речь идет о старых судах. Почти семь из десяти имеют возраст более 15 лет.

По оценкам опрошенных Svenska Yle экспертов, 15-летний возраст для судна является критическим, когда возрастает риск возникновения технических проблем. Однако для нефтяных танкеров не существует такого предела: это зависит от эксплуатации судна.

Корабли ходят под другими флагами

Многие нефтяные танкеры в Финском заливе зарегистрированы в стране, отличной от их родного государства. Эти суда, которые ходят под ”удобным флагом”, не обязательно соответствуют международным нормам, касающимся, к примеру, пограничного досмотра или контроля в порту.

Танкеры в Финском заливе возят нефть, например, под флагом Габона или Коморских островов.

Экипаж состоит из жителей разных стран, и у них не может быть информации, например, о зимних условиях в Финляндии.

Остановить нефтеперевозку затруднительно

Остановить перевозку нефти из Усть-Луги и Приморска затруднительно.

«Судоходство происходит в международных водах, поэтому прибрежное государство не может в него вмешаться», - говорит заместитель командующего береговой охраной Финского залива Микко Хирви.

Другими словами, как-то вмешиваться в движение судна может только государство порта или под чьим флагом оно ходит. На практике нефтяные танкеры заходят только в российские порты. «Государства флага пока не вмешивались в дела», - отмечает Хирви.

Таким образом перевозка российской нефти может продолжаться.

Яан Маницкий из Вийнисту надеется, что принимающие решения лица узнают о транспортировке нефти в Финском заливе.

«Если случится авария, у нас не будет ресурсов, чтобы избежать катастрофических последствий. Это ужасно. Надеюсь, что все изменится до того, как произойдет авария», - заметил Маницкий.

Наверх