Внешнеэкономическая среда по-прежнему хрупкая

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: Pm

Прогноз. Ряд банков и Министерство экономики снизили прогноз роста экономики Эстонии на текущий год.


Хотя долговой кризис еврозоны несколько ослаб, экономическая среда по-прежнему остается непрочной, и это отражается на экономике Эстонии. «Благодаря Европейскому Центробанку, первые признаки экономической весны уже налицо, но зима еще дает о себе знать», — сказала экономический аналитик банка SEB Рута Арумяэ.

«В экономике наблюдаются первые признаки стабилизации, и это дает основание надеяться, что ситуация не ухудшится», — отметила Арумяэ, добавив, что резкого обвала рынка кредитования удалось избежать, и поэтому можно предположить, что экономический спад затронет только те страны, которые находятся в центре долгового кризиса.

Несмотря на некоторое улучшение экономических показателей еврозоны, в начале апреля Минэкономии снизило прогноз роста экономики Эстонии на текущий год с двух процентов до 1,7%. В комментарии Минфина к весеннему прогнозу отмечается, что и в этом, и в следующем году экономика Эстонии будет развиваться более медленными темпами, чем ожидалось.

Ледяной воздух из Швеции
Мнение аналитиков Минфина разделяет и аналитик Swedbank Анника Паабут. Swedbank снизил прогноз рос­та экономики с трех процентов до 2,7%. «Ситуация с эстонским экспортом, через который, прежде всего, внешняя экономика влияет на экономику Эстонии, довольно неплохая, несмотря на царящую неопределенность и охлаждение экономик европейских стран», — отметила Паабут.

«В прошлом году объем экспорта составил почти 100 процентов ВВП, что в историческом плане (и в международном сравнении) является очень высоким показателем, — продолжила Паабут. — Поэтому с трудом верится, что в этом году объемы экспорта продолжат расти быстрыми темпами, очень сложно продолжать расти в таком же темпе после того, как в течение двух лет темпы роста превышали 20%».

Ледяной воздух идет к нам и со стороны Финляндии и Швеции — наших самых больших внешнеэкономических партнеров. В последнее время очень плохо идут дела у концерна Nokia — бывшего флагмана экономики Финляндии. Министерство экономики Швеции снизило прогноз роста экономики страны с 1,3% до 0,4%.

В феврале показатели промышленной продукции Швеции снизились по сравнению с аналогичными цифрами за прошлый год на 7,1%. Это самое большое снижение с ноября 2009 года. Аналитики не сумели обосновать столь значительное снижение.

«Мы подозреваем, что это связано с уменьшением производства в фармацевтической промышленности, но наверняка сказать, почему это случилось, не можем», — сказал агентству Reuters главный аналитик банка Nordea Торбьорн Исакссон.

Пресс-секретарь крупнейшей шведской фармацевтической компании AstraZeneca Анн-Лена Микивер подтвердила инфоагентству, что компания столкнулась с производственными проблемами.

Хотя фармацевтическая фабрика AstraZeneca в городе Содерталье одна из крупнейших в мире, ее производственные проблемы вряд ли могут оказывать столь серьезное влияние на промышленное производство страны.

Чудо-дитя мировой экономики
В последнее время положительные перемены наблюдаются в Германии, являющейся экономическим мотором Европы. Безработица в этой стране снизилась до самого низкого за два десятилетия уровня, замороженные несколько лет назад зарплаты снова начали расти, благодаря удешевлению кредитов растет потребление. Аналитики стали повышать прогнозы рос­та экономики Германии.

«Десять лет назад Германию называли больным пациентом Европы, — сказал компании Bloomberg главный экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг. — Теперь Германию ожидает быстрый экономический рост и золотая декада с сильным балансом».

Не так давно немецкий журнал Der Spiegel отметил, что Германия — это чудо-дитя мировой экономики и образец для остальных. Однако проблемы стран, находящихся на периферии Европы, затронули и Германию, особенно если учесть, что спасение стран, испытывающих долговой кризис, во многом идет за счет кошелька немецких налогоплательщиков.

«В конце концов, все мы находимся в одной лодке, и проблемы стран, оказавшихся в сложном положении, сдерживают рост других, — сказала Рута Арумяэ. — Мировая экономика в целом еще очень неуверенно держится на ногах».

Комментарий

Марис Лаури

О светлом будущем можно говорить, пожалуй, только в ироническом ключе, однако правда и то, что ближайшее будущее выглядит отнюдь не так мрачно.

Самые суровые прогнозы не оправдались, и неуверенности стало меньше: люди опять готовы чуть больше тратить, а предприятия — больше производить и инвестировать.

И все-таки нельзя сказать, что проблемы решены — просто они больше не кажутся настолько ужасными, как это было в прошлом году. В этом есть и заслуга правительства и политиков, деятельность которых постепенно начинает давать плоды.

По моему мнению, ожидать очень небольшой рост экономики в Эстонии — слишком пессимистично. Но в то же время рост не может быть и очень мощным, поскольку во всем мире в целом, и в Эстонии в частности, сейчас стараются больше экономить и расплачиваться по долгам. Велик и страх перед ростом цен.

Я считаю, что в этом году для Эстонии наиболее вероятен примерно трехпроцентный рост экономики, если, конечно, не случится чего-то очень неприятного.

Дела могут пойти и лучше, но в этом случае следует опасаться и более существенного повышения цен и зарплат. Увеличение доходов, конечно, очень приятно, однако крайне важно, чтобы в связи с этим в ситуации не было перекосов и чтобы повышение зарплат не превратилось в гонку зарплат.
 

Ключевые слова

Наверх