Расположение Киркенеса вблизи Кольского полуострова, где базируется Северный флот России, крупнейшие военно-морские силы в Арктике, пишет The New Yorker, сделало его приоритетной целью для российской разведки. К тому же, соседний Мурманск уже служит плацдармом для военно-морских операций в Баренцевом море, а также, судя по всему, для шпионажа.
Близость Киркенеса к важнейшим арктическим судоходным путям и норвежское военное присутствие делают его идеальным местом для скрытого наблюдения. Силовики использовали гражданские рыболовные траулеры в качестве прикрытия для шпионской деятельности еще в советское время. Выдавая себя за коммерческие суда, те могли незаметно наблюдать за военными и гражданскими объектами в иностранных портах.
Норвежские власти сообщают об участившихся случаях глушения сигналов GPS и кибератак, которые предположительно могли организовываться Москвой. Эти атаки, способные вывести из строя как гражданские, так и военные системы, являются частью более широкой российской стратегии гибридной войны, о которой в последнее время всё чаще говорят западные эксперты. В ответ на это Норвегия и ее союзники по НАТО усилили свое военное присутствие в Арктике, проводя совместные учения и более пристально наблюдая за деятельностью России. С сентября Норвегия стянула к границе дополнительные военные бригады.
Министр юстиции Норвегии Эмили Мель отмечала, что пока что уровень нелегальных переходов из России очень низкий. Основная цель стены, по словам Мель, - это стратегическое сдерживание. Через укрепленную границу у России будет меньше возможностей и желания проводить гибридные операции.