По мнению юриста Рийгикогу Айвара Энгеля, пункт проекта нового закона о службе в армии, разрешающий призывать на срочную службу женщин, может дискриминировать мужчин.
Служба женщин в армии вызывает разногласия
«Во-первых, срочная служба — это воинская обязанность, но как это возможно, что для одной группы людей, т.е. мужчин — это обязанность, а для женщин — дело добровольное?» — задается вопросом советник парламентской комиссии по государственной обороне, заведующий секретариатом Айвар Энгель.
Нужен отдельный закон
Именно такую ситуацию, по его словам, создает нынешний вариант проекта нового закона о воинской службе. В качестве еще одного примера дискриминации он назвал то обстоятельство, что женщины могут отказаться от прохождения срочной службы в течение 90 дней с момента поступления на службу. Кроме того, если мужчин можно призывать на службу с 17 до 27 лет, то для женщин предусмотрено возрастное ограничение 18-26 лет.
По мнению юриста, в отношении женщин следует отказаться от использования термина «срочная служба» и вписать в закон термин «добровольная служба женщин в армии», как в Финляндии, где различают службу женщин в армии на добровольных началах и срочную службу мужчин. Кроме того, юрист считает, что службу женщин в армии целесообразно регулировать отдельным законом.
В Минобороны считают, что новый закон не дискриминирует мужчин.
«Дело в том, что после прохождения срочной службы и мужчины, и женщины становятся военнообязанными, т.е. женщин, отслуживших срочную службу, будут назначать на должности военного времени, они будут обязаны участвовать в учениях резервистов, а в случае мобилизации — становится под ружье точно так же, как мужчины», — говорит пресс-секретарь Минобороны Пеэтер Куймет.
Как отметил председатель парламентской комиссии по государственной обороне Мати Райдма, проект закона о службе в армии очень объемный, и до поправок в него дело еще не дошло.
«Кто кого дискриминирует — это юридически-философские понятия, в комиссии по этому поводу не говорили», — отмечает Райдма.
«Мы знаем, что такой закон есть в Финляндии, но в других странах этот вопрос регулируется иначе», — замечает депутат.
Резервисты против
По словам уполномоченного по гендерному равноправию Мари-Лийс Сеппер, по Закону о гендерном равноправии установление обязательной воинской обязанности только для мужчин не является их дискриминацией. «Речь идет об исключении, которое допускает принцип равного обращения», — поясняет она.
Против того чтобы призывать женщин на срочную службу, выступает собрание офицеров-резервистов.
«С учетом проблем и расходов, которые возникнут, нельзя всерьез относиться к намерению пополнить резерв армии женщинами, получившими военную подготовку», — считает подполковник Эйнар Лайгнаа.
Это мнение отражено и в письме, направленном в парламентскую комиссию по государственной обороне.