Австралиец Луис Зезеран (44 года), который почти 15 лет назад открыл для себя Эстонию в качестве туриста, неожиданно нашел здесь уникальную возможность развивать жанр стендап-комедии, тогда еще почти неизвестный в наших краях. Несмотря на то, что крестный отец Comedy Estonia так и не подружился со снегом и суровой северной зимой, ему близка любовь эстонцев к природе. Помимо наставничества комиков, теперь перед ним стоит новая увлекательная задача – Луис работает тренером по менеджменту в компании Combat Ready, основанной эстонскими спецназовцами. А черный хлеб из гречневой муки занял прочное место в его повседневном рационе.
Луис Зезеран: Эстония уже предоставила мне две совершенно уникальные возможности
На дворе был 2006 год. Компания австралийских туристов приземлилась в Тарту и сразу попала в круговорот Студенческих дней. «Студенческая атмосфера – пивная палатка, развлекательные игры, вокруг царит сплошной позитив, – вспоминает Луис о своем ярком прибытии. – Кто-то позвал нас поучаствовать в соревновании по поиску человека, с которым можно было бы вечером пойти на свидание. Дальше мы отправились в ночной клуб Johnny Depp, и я смог пообщаться со множеством замечательных людей». Однако свою будущую невесту он нашел здесь только спустя несколько лет.
До приезда сюда Луис ничего не знал об Эстонии. «Я приехал в Эстонию в интересное время, когда здесь еще царил своего рода Дикий Запад. Помню, как зашел в офис Hansapank и сказал, что мне нужен банковский счет, так как я работал удаленно ИТ-консультантом. Я дал адрес хостела – и вуаля, счет открыт. Сегодня так уже не получится, все сильно изменилось», – говорит Луис, который очень рад тому, как все развивается в Эстонии.
Луис, получивший образование в сфере ИТ, развил в э-Эстонии жанр стендап-комедии
В какой-то момент имеющий ИТ-образование Луис, занятый в технологическом секторе, понял, что работа с девяти до пяти ему не подходит. В 2005 году он попробовал себя в качестве театрального продюсера в Сиднее и в процессе обнаружил в себе новые творческие способности. «Я понял, что театральный продюсер – это в первую очередь сильный руководитель проектов, и это может мне подойти», – говорит он.
В 2006 году он оказался в Эстонии, позже переехал на год в Швецию, однажды завернул также в Финляндию. «Мне было скучно, я хотел найти друзей. В Финляндии жизнь свела меня с американским стендап-комиком Эриком Зойфертом, и мы оба были связаны с Эстонией. Мы подумали, что стоит попробовать провести здесь стендап-шоу, так как никто, похоже, ранее не предлагал тут такой формат развлечений. Первые два выступления мы провели в 2010 году на Тартуских студенческих днях, а затем одно – в Таллине», – вспоминает Луис историю рождения Comedy Estonia. Эстонцы очень тепло приняли стендап-комедию, и проект Comedy Estonia невероятно быстро даже для создателей набрал популярность. «На самом деле у эстонцев с юмором все значительно лучше, чем они думают», – считает Луис.
С эстонским комиком и бизнес-партнером Сандером Ыйгусом их сотрудничество сложилось с самого начала. «Я привнес свой международный опыт и сосредоточился на продакшене, а Сандер оказал влияние с точки зрения местного языка и культуры. Мы были очень мотивированы и хотели создать что-то, что действительно окажет влияние на культуру», – рассказывает он. Луис безмерно рад, что сегодня уровень эстонских стендап-комиков очень высок, а благодаря Ари Матти Мустонену они уже известны на международной арене.
Теперь предприимчивый Луис нашел для себя в Эстонии уже второе интересное испытание. «Сейчас я работаю инструктором по менеджменту в эстонской компании Combat Ready, которую основали бывшие спецназовцы. Я единственный тренер, у которого нет военного бэкграунда. Это уже вторая действительно уникальная возможность, которую мне предложила Эстония», – подтверждает он.
Жители стран Северной Европы не такие серьезные и закрытые, как считается
Луис также жил в Швеции и Финляндии и считает, что стереотип о серьезных и замкнутых жителях северных стран совершенно не соответствует действительности. Когда он занялся стендап-комедией, местную публику нужно было лишь немного убедить, что комик, выступающий на эстонском языке, тоже может быть смешным. «На самых первых выступлениях у нас иногда в зале было несколько друзей, которые в правильный момент начинали смеяться и помогали разогреть публику, – вспоминает Луис. – У нас в Австралии есть оперный театр, но мы не посещаем его часто. А эстонцы обожают театр и привыкли туда ходить. Мы помогли местной публике понять, как себя вести на стендап-выступлениях, которые гораздо более интерактивны, чем постановочное искусство. Мы показывали, что здесь можно активно реагировать, аплодировать, смеяться от души, а иногда – почему бы и нет – даже вставить свое слово», – говорит крестный отец Comedy Estonia.
В Эстонии на австралийца также произвела впечатление здешняя хип-хоп-культура. «Подобно стендап-комедии, хип-хоп – это сравнительно новый и нетрадиционный жанр в местной культуре. Мне кажется, здесь удалось найти хороший баланс и сделать этот международный жанр более местным, что было и нашей целью, когда мы создавали Comedy Estonia, – приводит параллель Луис. – Эстонский хип-хоп-фестиваль – это классное мероприятие, а местные исполнители, такие как Genka, очень профессиональны».
Эстонию характеризует сильное чувство общности
Луис считает, что государство, в котором проживает всего 1,3 миллиона человек, является очень интересным экспериментом с точки зрения демократии. «То, что при таком населении у нас есть свои границы и все необходимые государственные структуры, и что мы являемся членами ЕС, ООН и НАТО, – это действительно уникально. В других странах 1,3 миллиона человек – это обычно просто один город», – говорит Луис.
По его мнению, как малочисленный народ эстонцы обладают очень сильным чувством общности, люди здесь гораздо ближе друг к другу и находятся в более тесном контакте. «Ты можешь легко встретить в местном супермаркете известного политика. В Австралии такого никогда бы не произошло, там все как будто на расстоянии», – описывает он главное отличие жизни в Эстонии от жизни в большой стране.
Второй по известности человек в Эстонии, который не родился эстонцем
Имя и лицо Луиса Зезерана знакомы многим эстонцам. Сам он не считает себя знаменитым, но признает, что здесь его, возможно, знают относительно хорошо. «Я заметил, что когда, скажем, обращаюсь в какое-нибудь государственное учреждение или захожу на почту за посылкой, обо мне как будто уже что-то слышали. То, что я немного знаком людям, определенно упростило мою жизнь здесь и открыло больше дверей. Могу сказать, что я очень хорошо адаптировался в Эстонии и не сталкивался с типичными трудностями, с которыми порой сталкиваются иммигранты», – признается австралиец.
В шутку Луис добавляет, что он является вторым по известности человеком в Эстонии, который не родился эстонцем. «Самый известный человек, не являющийся по происхождению эстонцем, на мой взгляд, – это Дэйв Бентон, ведь он выиграл Евровидение. Мне нечем таким грандиозным похвастаться. Дэйв был гостем в моем подкасте, и он действительно потрясающий человек. Я мог бы весь день слушать истории из его жизни», – говорит Луис.
Народ, тесно связанный с землей, покорил сердце австралийца
Луис, проживший в Эстонии уже почти 15 лет, заметил, что эстонцы – это тесно связанный с землей народ. «Эстонцы очень любят бывать на природе, им нравится проводить время в деревне, ходить в лес и на море, собирать грибы и ягоды. У вас есть сильная связь с землей, и это то, что я полностью разделяю, – говорит австралиец, оказавшийся на другом конце света в маленькой Эстонии. – И хотя я в основном живу городской жизнью и посетил несколько мегаполисов, я иногда тоскую по своей Австралии».
Также он понимает индивидуальность эстонцев и их потребность иногда побыть в одиночестве. «Здесь, например, очень любят сауну. Несмотря на то, что я до конца не понимаю этот немного языческий обычай, мне кажется, что для эстонцев сауна – это место, где все равны. Там они чувствуют себя в безопасности и говорят обо всем, что на душе», – отмечает он.
Однако с суровой северной зимой и снегом он не подружился, поскольку считает себя по натуре солнечным человеком. «Да, я не переношу зиму, я солнечный человек до мозга костей. Но я думаю, что в каждом месте есть свои плюсы и минусы. Где бы ты ни жил, все хорошее сразу не получишь», – говорит Луис.
К эстонской кухне он со временем привык. «Не могу сказать, что квашеная капуста и кровяная колбаса – мои безоговорочные фавориты, но ем их спокойно», – заявляет он. Однако Луис, родившийся в небольшом прибрежном городке Австралии, совершенно равнодушен к морепродуктам. «Я не буду есть ничего из Балтийского моря. Сельдь и тому подобное – это совсем не моя тема», – отмечает он. Но местный черный хлеб ему все же понравился. «У моей девушки любимый хлеб – черный, из гречневой муки, от Marta Pagar, и он у нас на столе практически каждый день», – говорит второй по известности человек в Эстонии, который не родился эстонцем.
ТРИ ВОПРОСА
Любимое слово на эстонском?
«У меня нет одного любимого слова. Когда мы запускали Comedy Estonia, я почти ничего не понимал по-эстонски. Смех публики был для меня единственным сигналом, что все идет как надо. Как человек, не знающий эстонского языка, я смог взглянуть на местных стендап-комиков под другим углом – помогал формировать их мышление и развивать навыки, чтобы дать им крепкую основу для будущей карьеры. Может, управление талантами – это и есть мой собственный талант», – размышляет Луис.
Любимая еда
Черный хлеб от Marta Pagar из гречневой муки, выращенной в Эстонии.
Любимая группа
Танель Падар – благодаря ему произошло мое первое знакомство с эстонской музыкой. К тому же Танель и Дейв выиграли Евровидение, а это серьезное достижение.
Интервью провела и записала Марика Пярн.
Cтатья является частью медиапрограммы "Эстония в лицах", которая знакомит с богатством культур Эстонии. Медиапрограмму поддерживает Министерство культуры и софинансирует Европейский союз.
Другие интересные материалы, созданные в рамках медиапрограммы, вы найдёте на сайтe kultuuririkkus.kanal2.ee