И здесь мы возвращаемся к дискуссии на тему о «хороших и плохих русских». Позиция Кара-Мурзы, Яшина и Юлии Навальной демонстрирует ярко и однозначно, что «хороших русских» в классическом понимании европейцев среди российской оппозиции практически нет. Просто мало среди оппозиции людей, живущих в ожидании развала «Российской империи».
Это дает основание, например, Кате Марголис, известному борцу за освобождение народов России, ставить на всех русских клеймо «имперец». Кате не интересно, а есть ли народы, желающие вырваться из России на свободу. Она просто верит, что по-другому и быть не может: все обязаны хотеть независимости. А вот те, кто родился и вырос в России, не понимают, о чем мечтает Катя.
Да, за столетия существования России в разных государственных форматах в стране сформировался единый код идентичности - россиянин. Национальная идентичность практически всеми народами, включая русских, во многом утрачена. Этим и пользуется путинский режим, эксплуатируя в корыстных целях идею единой нации и государственного единства.
Хотя атрибуты национальных культур достаточно плотно присутствуют в пространстве публичной жизни российского общества, но очевидна попытка Москвы покончить даже с символическим федерализмом и перейти к унитарному государству. А проблема в том, что народы, населяющие Россию, не видят в этом большой беды. И не сопротивляются.
Лишь очень немногие активисты национальных движений пытаются бороться за возрождение национальной идентичности. Но они вынуждены, как правило, действовать в эмиграции, а в самой России их общественная поддержка стремится к нулю. В то же время национальные элиты абсолютно инкорпорированы в систему российской власти, а население национальных регионов дружно и активно голосует за Путина и его строй.