Катри Райк: мнения бывают разными, Стальнухина не отменить; пристраивать своих на теплые места не позволю (3)

  • Яан Тоотс был и остался гостем для Нарвы
  • Стальнухин будет важным звеном коалиции
  • Обвинения в предательстве сыпятся отовсюду

Как долго продержится новая коалиция в Нарве? Что нужно сделать по-другому? Какую роль в делах Нарвы будет играть Михаил Стальнухин? Видит ли Катри Райк свое будущее в рядах социал-демократов?

На вопросы Rus.Postimees ответила в прямом эфире кандидат в мэры Нарвы, депутат Нарвского горсобрания Катри Райк

Выдержки из беседы:

– Как долго продержится новая коалиция? Как решать вопросы при таком минимальном перевесе, как был вчера?

– Новой коалиции осталось работать 10 месяцев до выборов. В предвыборной ситуации никаких особо больших решений не принимается. Вчера была пройдена первая треть пути, который состоит из выборов нового председателя Горсобрания, выражения недоверия прежнему руководству, выборов нового мэра и вице-мэров, утверждения нового состава Нарской горуправы,  назначения председателей комиссий в Горсобрании и распределения мест в горсоветах.

Действительно вчера было принято решение с минимальным перевесом в один голос: мы имели 16 голосов из 31-го. Надо сказать, что нарвские политики хорошо разбираются в арифметике и умеют считать до 16. Все депутаты Нарвского горсобрания ранее успели побывать друг с другом и в коалиции, и в оппозиции.

– Не возникло ли у вас ощущения, что стороны сначала подписались под новым коалиционным соглашением, а потом задумались о смысле коалиции?

– С момента подписания до сегодняшнего дня уже много чего изменилось. Михаил Стальнухин снял свою кандидатуру на место председателя Горсобрания, эту должность в итоге заняла Татьяна Стольфат.

Хочу подчеркнуть, что у нас со Стальнухиным длинная история общения протяженностью 25 лет, начиная со строительства Нарвского колледжа. Тогда меня упрекали в том, что я не умею с Михаилом общаться. Сейчас звучат заявления, что беда в том, что Райк умеет со Стальнухиным общаться.

– Какую роль в делах Нарвы в дальнейшем будет играть этот политик?

– Во-первых, его слово всегда было значимым, даже если он не занимал руководящих постов. Разумеется, у него и дальше будет возможность высказываться по разным вопросам. В коалиции он будет одной из важных персон. Да, у Стальнухина – свои взгляды, но он пользуется большой поддержкой среди горожан.

Складывается впечатление, что кому-то очень хотелось бы зажмурить глаза и представить, что Стальнухина не существует. Но он есть! Отменить его невозможно.

Будем честны: его высказывания по поводу правительства Эстонии, войны в Украине разделяют многие простые люди. Сейчас иметь другую точку зрения непопулярно, это сразу воспринимается негативно. В результате мы снова получим vaikiv ajastu – эпоху безмолвия. Такой период уже был в эстонской истории во второй половине 30-х годов.

Я всегда боюсь, если люди долго не высказываются, ведь накопившееся должно перекипать. Эстонцы и все наши эстоноземельцы должны понимать, что подобные мнения существуют. И с этим надо жить. Жаль, что за 1000 последних дней мы разошлись по разные стороны, и не хотим слышать друг друга.

Иногда у меня возникает такое чувство, что я стала мостом или переводчиком – перевожу для эстонцев послания из Нарвы, а для нарвитян – точку зрения эстонцев.

Мне очень больно, когда нарвитяне у меня спрашивают, а что с нами будет дальше? Почему в Таллинне к нам так плохо относятся? Что нам делать-то? И сколько это будет длиться?

Знаете, в Нарву приезжают смотреть на местных жителей как на нечто диковинное. Как будто бы мы медведи, только прячем от приезжих свои уши (изображает в кадре уши - см. фото). Повторю, что Нарва – эстонский город с преимущественно русскоязычным населением. Да, здесь свои вызовы и проблемы, но это нормальный город. Дайте только нам развиваться! Позвольте выйти из стагнации и двигаться дальше!

– Что вы планируете сделать по-другому? Назовите ключевые пункты программы новой коалиции!

– На всех нарвских кухнях обсуждают только одно – грядущие счета за отопление. Напомню, что 35% горожан живут в относительной бедности, 14% – официальные безработные. Нарва превратилась из города с самым низким тарифом на отопление в город с самой высокой ценой.

– Мэр Яан Тоотс тоже что-то предпринимал, даже договорился о запуске сланцевого котла Балтийской ТЭЦ на зиму, чтобы сдержать рост цен. Разве не так?

– Да, но работа котла рассчитана только 2000 часов, потом понадобится капремонт, который обойдется в 6 млн евро. Нужно искать долговременное решение! Это значит, что придется всем надоедать – звонить, разговаривать, общаться.

Еще один ключевой пункт программы – качество лечения в Нарвской больнице, строительство новой больницы. В числе приоритетов – инвестиции в создание новых рабочих мест, повышение качества образования на эстонском, готовность к кризисным ситуациям.

Мы обещаем не распылять силы на неважные темы, такие как объединение Нарвы с Нарва-Йыэсуу. Важно, чтобы в совете Нарвского музея были представлены люди, способные сотрудничать с государством.

И чем я точно не буду заниматься, так это тем, чтобы искать работу членам Горсобрания и их близким. Я не одобряю больших доплат (lisatasu – по-эст.), которые возможны, когда депутаты имеют должности в городской системе. К сожалению, сейчас это является обычной нарвской практикой.

Будем стараться, потихоньку менять Нарву и ее политическую культуру. Еще важнее – вернуть людям хоть каплю веры в будущее.

– Почему вы не пошли в коалицию с центристами?

– Я не верю Алексею Евграфову. Он предал меня год назад, когда был подписан коалиционный договор. Тогда собралось большинство в 21 человек, у которого была только одна цель – снять мэра. Коалиция оказалась неработоспособной, так как на 21 человека не нашлось 16 рук, которые бы принимали решения. Конфликт между мэром и Горсобрания превратился в постоянный, что мешало работе. Сейчас, при нынешнем мэре, картина была совсем грустной.

На стану критиковать Яана Тоотса в прямом эфире. Замечу лишь, что он приехал в Нарву как гость из Тарту и так и остался гостем. Думаю, что ему было непросто руководить, не зная ни города, ни жителей, ни нарвский менталитет.

Мы были в горсобрании малочисленной оппозицией, которая по привычке занималась раскачиванием лодки. И когда стало очевидно, что в правящей фракции нет согласия, мы инициировали вотум недоверия председателю горсобрания.

Они сами развалили большую фракцию, нам даже не пришлось им помогать. Мы просто раскачивали лодку, а она вдруг перевернулась. Возможно, дело в том, что остается слишком мало времени до выборов. Возможно и потому, что у центристов нет четких лидеров.

– Как вы воспринимаете обрушившуюся на вас критику из-за создания коалиции со Стальнухиным?

– До успокоительных таблеток дело пока не дошло, хотя ночью снотворное держу под рукой. Разумеется, по-человечески это всё очень трудно. На мой взгляд, и несправедливо. Сегодня во время одного из интервью мне сказали прямо в лицо, что я предатель Эстонского государства.

Обидно. Будь я предателем, мы бы сейчас не говорили с вами, мною бы занималась полиция или КаПо. И в чем заключается мое предательство? Не понимаю! Все депутаты Нарвского горсобрания избраны легально, на демократической основе, имеют своих избирателей. Возможно, не самое хорошее сравнение, но кто-то из нас ест мясо, а кто-то – вегетарианец, а соус-то общий.

– Какими вы видите свои дальнейшие отношения с социал-демократами?

– Не стану скрывать, что давление со стороны руководства партии было. Я старалась разъяснить свою позицию, но мне было прямо заявлено, что у нас не может быть в будущем общего пути. Некоторые попытались все же войти в мое положение. Тогда еще с повестки дня не был снят вопрос о кандидатуре Михаила Стальнухина на пост председателя горсобрания Нарвы.

– На местные выборы вы не пойдете с социал-демократами. Кто войдет в избирательный список? С кем будете сотрудничать?

– В Нарве сейчас активна только одна партия – Центристская, причем ее представляют не самые молодые политики. Отдельным списком пойдет Михаил Стальнухин, который уже назвал его «Народным союзом Михаила Стальнухина». Насколько мне известно, обязательно пойдет на выборы партия KOOS. И мы пойдем своим списком.

Надеюсь, что когда шумиха уляжется, к нашему избирательному союзу присоединятся и политики-соцдемы, и некоторые члены «Ээсти 200», и представители других партий. Идти на выборы в Нарве партийным списком – это просто безнадежно.

Тем более, когда мы даже не знаем, сколько избирателей смогут участвовать в выборах. В Нарве проживает 36% граждан РФ, плюс еще граждане Беларуси. Если и серым паспортам запретят голосовать, то за бортом выборов останется 49% избирателей Нарвы. Из оставшихся, как показывает практика, на выборы придет только половина. Не исключаю, что голосование превратится в протестное.

Подробнее в повторе!

Студия Postimees: что может изменить в Нарве будущий мэр Катри Райк?
Студия Postimees: что может изменить в Нарве будущий мэр Катри Райк? Фото: Konstantin Sednev
  • Как долго продержится новая коалиция?
  • Как решать проблемы минимальным большинством?
  • Чем не устраивала старая коалиция?
  • Что не так с нарвскими центристами?
  • Готова ли программа коалиции Райк?
  • Какую роль в делах Нарвы в дальнейшем будет играть Михаил Стальнухин?
Наверх