Легенда финского рока Харри Ринне (76) уже долгое время живет не в Тампере, а в самом маленьком уезде Эстонии – на Хийумаа со своей женой-эстонкой, которую он горячо любит. Он фотографирует животных и птиц, пишет новые песни и не находит особых поводов жаловаться на жизнь в Эстонии за исключением того, что зимой здесь часто бывает скользко. Харри не любит скользкие улицы и лестницы и говорит об этом на чистом эстонском языке.
Харри Ринне: с одной стороны, я хотел бы быть президентом Эстонии, с другой – нет
Когда того требует ситуация, Харри, известный прежде всего как музыкант и автор песен, может быть серьезным, но чаще ему свойственны юмор и здоровый сарказм. Финская манера шутить, сохраняя серьезное выражение лица, знакома эстонцам. На вопрос, все ли финские хиты последних 50 лет принадлежат его перу, Харри отвечает: «Не все. Думаю, половину этих песен написал не я».
Творчество многогранно и богато
Автор этой статьи в юности часто слушал песни или в исполнении Харри Ринне, или написанные им, и задавался вопросом, как простой смертный может быть настолько творческим человеком. Харри написал и несколько книг, одна из которых посвящена Поющей революции в Эстонии: это история бескровной борьбы за свободу, которую он рассказал с точки зрения музыкантов. Если спросить Харри, есть ли что-нибудь, чем он в своей жизни не занимался, он называет альпинизм, серфинг и мотоциклы. «Эти и многие другие вещи действительно остались нереализованными», – говорит он. Но есть и такое, что ему совершенно не дается – например, живопись и запоминание лиц: «Мне нужно встретиться с человеком раз 15, и только тогда я, может быть, запомню его. А еще у меня отсутствуют стиль и вкус,» шутит он.
Над чем сейчас работает Харри? «Как раз сегодня я отправил английский текст для одного из треков к фильму Мика Каурисмяки "Клан". Судя по всему, этот киносюжет будет издан в виде книги, и они подумали, что смогут перевести и музыкальную часть. Затем я отправил несколько текстов группе Haul Bros. Они выступали в рамках нашего 50-го тура Coitus Int Revival (ансамбль, созданный в 1972-м году вместе с Микко Алатало и Юйсе Лескиненом – прим. Р.С.). Еще я подал ходатайство в Финский капитал культуры. Это, наверное, вершина словесного искусства: ходатайство. Я сделал это для возможной книги», – отвечает он.
Если сравнить две соседние страны
«Эстония и Финляндия не слишком похожи, но вот эстонцы и финны – более или менее похожи, – говорит Харри. – Просто исторически эстонцы вежливее и умнее. Вежливее – потому что не хотели идентифицировать себя с оккупантами, умнее – потому что иначе они бы не выжили. Проявление этой мудрости мы видим, например, в том, что эстонцы не копируют слепо то, что делают финны, как это было у финнов со шведами, а сначала смотрят на результат»
Харри считает, среди прочего, что эстонец боится не смерти, а того, что его работа останется незавершенной. «Эстонцы все время ужасно спешат», – говорит он. Вместе с тем он рад, что встретил эстонку, с которой смог связать свою жизнь. «У меня замечательная жена! Жизнь с ней приносит мне много радости! Я должен был уже давно понять, что жена должна быть с Хийумаа, а не из Финляндии, – ухмыляется он и продолжает шутливым тоном. – Первое, что важно в женщине, – ее голос. Голос женщины с Хийумаа вызывает те же эмоции, что и запах выглаженного белья, а голос финки напоминает сломанный бытовой прибор. В Финляндии женщина считает, что мужчина отвечает за ее счастье. Женщина с Хийумаа заботится, чтобы были счастливы оба».
Между финнами и эстонцами есть и другие различия: «Я видел и слышал, как многие эстонцы на Новый год подводят своего рода итоги: что получилось, что нет. Финн же обычно дает пару обещаний в конце года и нарушает их уже ко второй неделе января. Кроме того, поначалу общая вежливость эстонцев по сравнению с финнами казалась мне странной. Теперь я к ней привык, но сам так вести себя пока не научился».
Сравнение СМИ, на взгляд Харри, тоже в пользу Эстонии: «Я заметил, что эстонская пресса намного лучше финской. По сравнению с Финляндией, эстонцы действительно создают впечатление, что служат народу. Нет какой-то своей повестки, какого-то сценария. Когда нужно, они могут быть и жесткими. Но все равно сохраняют вежливость».
И остается финном
На вопрос, кем он чувствует себя в большей степени после многолетнего проживания в Эстонии – по-прежнему финном, эстонцем или кем-то еще, Харри отвечает, что когда он приехал сюда, его «программному обеспечению» было уже 50 лет: «Я так запрограммирован, что не смогу почувствовать себя эстонцем, даже если бы захотел». А о смене места жительства он отзывается так: «На закате истории, тысячи лет назад, финны в большинстве своем приехали из Эстонии. Некоторые могли бы вернуться домой!»
Ринне любит природу Хийумаа и говорит, что в таком месте, где природа является одним из основных компонентов бытия, могут жить только те, кому не скучно с самим собой. Эстонцы вообще очень близки к природе, считает он. А финны? «Наверное, да, – отвечает Харри. – Хотя сейчас народ, особенно молодежь, стремительно урбанизируется. Уже есть поколения, которые никогда не видели корову!» Если бы Хийумаа растаял в воздухе, Ринне переехал бы в Тарту или в Вильянди: ему кажутся привлекательными эти места.
.
Жизнью на острове можно быть довольным
По словам Харри, он живет в раю на земле. «У меня замечательные друзья и на Хийумаа, и в других точках Эстонии, а, может, и в Финляндии или где-то еще, – рассказывает он, добавляя, что это настолько хорошие люди, что он их, возможно, даже не заслужил. – Лень и стремление к комфорту не позволяли мне делать настолько хорошо и много, насколько я способен, но сейчас это меня уже не волнует».
Говоря о будущем, Харри говорит, что раз его одноклассник уже был президентом Финляндии (Саули Нийнистё, занимавший этот пост с 2012 по 2024 год – прим. Р.С.), было бы здорово стать президентом Эстонии.«Вот бы сказать: "Смотри, Саули, чего добился я!" – смеется он. – Но в то же время кто хочет жить так, что у тебя расписана каждая минута? Нельзя в середине дня решить "что мне этот президент Уганды, лучше пойду-ка я пить кофе в Roheline Maja". И каждый твой жест и зевок имеют значение. Нельзя заснуть на скучном концерте или скорчить мину, если восторженный оратор несет чушь». И Харри продолжает жить в Эстонии, не становясь президентом.
Интервью провёл и записал Рене Сатси.
Cтатья является частью медиапрограммы "Эстония в лицах", которая знакомит с богатством культур Эстонии. Медиапрограмму поддерживает Министерство культуры и софинансирует Европейский союз.
Другие интересные материалы, созданные в рамках медиапрограммы, вы найдёте на сайтe kultuuririkkus.kanal2.ee