Последний штрих на тему левых-правых центристов. Ближайшее окружение Ратаса вместе с ним дружным строем перешло в «Отечество» - это Тынис Мелдер и Яанус Карилайд.
Политический баланс момента не совсем ясен
Проигравшая выборы 2023 года в парламент, получив лишь восемь мандатов, но воспользовавшись по полной программе проблемами своих оппонентов, партия «Отечество» постепенно добилась стабильно лучшего рейтинга среди парламентских партий (25-28%), победители выборов реформисты сначала резко ухудшили свой рейтинг до 17-18%, но после «избавления на повышение» от лидера Каи Каллас постепенно улучшают рейтинг и, имея пока 22-23%, к моменту местных выборов 2025 года могут приблизиться к «отечественникам».
Еще одна проблема нашей политической системы называется EKRE. Они вроде бы правые, но, не имея оригинальной экономической программы, скорее - правые популисты национально-консервативного толка. Хотелось бы считать левым полюсом популистов партию Кристины Каллас. Но по вышеописанным причинам кое-что в деятельности обеих партий затрудняет такую дефиницию.
В XVIII веке умеренных депутатов парламента не имевших конкретной политической позиции называли болотом. Как видно из вышеописанного, в Эстонии XXI века, кроме реформистов и «Отечества» и с большой натяжкой - EKRE, остальные политические силы в большей или меньшей степени можно отнести именно к этой неопределенной субстанции.
Племя молодое, к политике неподготовленное
К середине 2010-х годов в политике стала неизбежна смена поколений. Понимая это на рациональном уровне, партийные лидеры стали экспериментировать, активно используя новое поколение на высоких постах. Довольно быстро выяснилось, что у молодой поросли катастрофически отсутствует харизма, а также она не понимает необходимости жертвовать ради партии собой. А еще не осознает невозможности добиться успехов, лишь выполняя чужие указания, и не способна заражать других искренними эмоциями.
Когда среди ведущих политиков основных партий 35-40-летние стали большинством, наши политики - по описанным причинам - перестали уходить в отставку по собственной инициативе. Одновременно представители нового поколения стали создавать невиданные коалиции или переходить в другие партии лишь для достижения эгоистических целей.
Практически невозможно объяснить новому поколению наличие в партийной и общественной жизни неписаных правил, без выполнения которых политика превращается в деятельность биороботов. Я не представляю, кто из нового поколения политиков сможет начать изменения в направлении решения описанных проблем.
Если попытаться изобразить нынешний политический ландшафт Эстонии, то вместо диаграмм с разными направлениями политической жизни получится лунный ландшафт после столкновения с метеоритом.