Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Новый закон об обязательном страховании пациента: закроются ли некоторые больницы?

Перевод: Ева Ойжинская
Руководитель Ярвамааской больницы Кюльвар Манд.

Министерство социальных дел, прозванное семейными врачами «промахом года», не волнует, что сотни поставщиков медицинских услуг не заключили договор обязательного страхования ответственности к установленному сроку. Вместо обещанной компенсации затрат, зафиксированной в пояснительной записке к закону, чиновники предлагают пересмотреть бизнес-модель.

Поставщики медицинских услуг должны были заключить новый договор обязательного страхования ответственности перед пациентами к 1 декабря. По данным Департамента здоровья, было заключено 1384 договора. Страхование отсутствует у 263 учреждений, которые в общей сложности имеют 395 действующих лицензий на предоставление различных медицинских услуг. Согласно закону, Департамент здоровья теперь должен начать отзывать эти лицензии из-за отсутствия страхования.

Договор обязательного страхования значительно упрощает процесс получения пациентами компенсации за медицинские ошибки. Однако проблема в том, что, ссылаясь на неопределенность будущего, все страховые компании, кроме PZU, отказались предоставлять такие услуги. В результате PZU устанавливает очень высокие цены. Ранее Касса здоровья обещала полностью компенсировать затраты на страхование, но теперь заявляет о готовности покрыть лишь половину суммы. Оставшуюся часть медицинским учреждениям, финансируемым из средств Кассы здоровья, взять попросту неоткуда.

«Договоры находятся в процессе подготовки и будут заключены, как только стороны придут к соглашению», - прокомментировал Кюльвар Манд, представляющий больницу Ярвамаа, которая оказывает общую и специализированную медицинскую помощь, а также компанию B&T Consultancy OÜ, предоставляющую услуги скорой помощи. К установленному сроку ни одна из этих организаций не заключила обязательный договор страхования ответственности перед пациентами.

«Посмотрите в регистре государственных закупок утвержденные на сегодняшний день предложения. Откройте договоры Кассы здоровья с больницами в рамках больничной сети, распределите суммы и сравните их. Вы увидите огромную разницу между этими цифрами! - сказал он, объясняя, по какой причине небольшая больница не спешит заключать договор с PZU. - Разница в ценах трехкратная. Это государственные деньги, и если кто-то хочет их потратить впустую, пусть этим занимается (министр здравоохранения - прим. ред.) Рийна Сиккут или кто-то другой, но делать это собственноручно я не собираюсь!»

По словам Манда, первоначальное предложение PZU по страхованию для Ярвамааской больницы составило 150 000 евро в год: «Если у других коэффициент был 0,23, то у нас он оказался 1,25! Наш объем договора с Кассой здоровья составляет десять миллионов евро. Для сравнения: филиалам Южно-Эстонской больницы, у которых есть службы скорой помощи и другие дополнительные услуги, предлагали страхование (с учетом собственной ответственности в размере 1000 евро - прим. ред.) примерно за 50 000 евро (в год - прим. ред.). Такое произвольное формирование страховых предложений со стороны PZU просто не выдерживает никакой критики!»

«Мы оцениваем факторы риска индивидуально, поскольку они могут различаться. Однако оценка всегда проводится строго в рамках установленной методики», - ответил на критику Арго Аргель, руководитель продукта по страхованию ответственности в PZU.

Манд сообщил, что Ярвамааская больница отменила соответствующий тендер, «выигранный» PZU. «Если бы что-то подобное случилось сегодня, например, в строительной сфере, то у моего офиса уже стояли бы ребята в светоотражающих жилетах, и я, скорее всего, покинул бы это здание в наручниках», - прокомментировал он.

Согласно словам руководителя Ярвамааской больницы, Министерство самовольно утверждает, что Касса здоровья покроет лишь 50 процентов расходов, хотя в пояснительной записке к закону прописано, что эта сумма должна составлять сто процентов. Таким образом, возникает вопрос: кто отвечает за такие изменения? Фактически, министерство перекладывает ответственность за реализацию этих решений на президента и парламент, оформляя страхование безопасности пациентов их руками вместо того, чтобы взять на себя ответственность.

Компания B&T Consultancy OÜ, предоставляющая услуги скорой помощи, также не оформила страхование. «PZU предложила полис стоимостью 5000 евро (в год - прим. ред.) с учетом суммы собственной ответственности в размере от 1000 до 5000 евро, - пояснил Манд. - Если обычные бригады скорой помощи работают круглосуточно семь дней в неделю и обслуживают тысячи человек в год, то мы занимаемся обеспечением безопасности на спортивных соревнованиях и некоторых подобных мероприятиях, проходящих по воскресеньям. При этом от Кассы здоровья мы не получаем ни цента».

Есть те, кто не готов повесить белый халат на гвоздь

Семейный врач из Тарту Лийна Пильв-Тоом, которая ранее критиковала несправедливую страховую систему в статье Postimees, также пока не заключила договор страхования пациентов: «Я надеялась найти другие пути, но теперь все же оформлю, не хочу оставлять это в таком виде». По ее словам, первоначальное предложение PZU составляло около 2500 евро, но каким будет окончательный вариант, она пока не знает.

«У всех остальных были практически одинаковые причины отказаться страховать кого-либо в соответствии с этим законом, - отметила она. - Срок в десять лет, в течение которого сохраняется право на обжалование, слишком велик, в течение этого времени дело может оставаться открытым. Я не виню PZU, проблема скорее в самом законе. Он крайне несовершенен и наносит ущерб эстонской медицине».

Легендарный 81-летний психиатр Юри Эннет также не оформил страхование для своей компании Psühhiaater Jüri Ennet OÜ, хотя только на платформе kliinik.ee он помог более 8000 нуждающимся.

«Не оформлял и оформлять не буду, поскольку у меня есть экспертный договор с Северо-Эстонской региональной больницей (PERH - прим. ред.), и в настоящее время я не веду деятельность через свое предприятие. Всю бумажную работу за меня выполняет специалист психиатрической клиники PERH», - объяснил Эннет, который, несмотря на свой возраст, находится в прекрасной умственной форме и в основном занимается судебно-психиатрической экспертизой.

«Улучшений в системе здравоохранения ждать не приходится», - сказал психиатр, давая оценку спорам вокруг обязательного страхования ответственности перед пациентами.

Семейный врач, являющийся депутатом парламента: это стало неожиданностью

«Если было очевидно, что закон получился настолько неудачным, почему его приняли? Почему парламент поддержал этот проект?» - задалась вопросом Пильв-Тоом.

«Когда мы принимали этот закон в парламенте, мы действительно не осознавали всех возможных проблем, - призналась Кармен Йоллер (Партия реформ), семейный врач и депутат Рийгикогу. - Мы предполагали, что они будут решены, по крайней мере, министерство это обещало. Например, предполагалось, что на рынке будет больше одного страховщика, чтобы появилась хоть какая-то ценовая конкуренция. Я также была уверена, что финансирование для реализации закона уже предусмотрено. Однако сейчас выясняется, что это не так».

Говоря о резкой критике в адрес Министерства социальных дел со стороны семейных врачей, руководителей скорой помощи и других медицинских работников, Йоллер подчеркнула: «Игнорирование мнения профессионального сообщества недопустимо, нельзя ехать катком».

«Это государственные деньги, и если кто-то хочет их потратить впустую, пусть этим занимается Рийна Сиккут или кто-то другой, но делать это собственноручно я не собираюсь!»

Руководитель Ярвамааской больницы Кюльвар Манд  

По ее словам, Министерство социальных дел пообещало примерно через год оценить, как проходит реализация закона, и внести необходимые изменения: «Но что министерство должно делать прямо сейчас? Тут я тоже смотрю на министра и задаю тот же вопрос. Внесение изменений в закон требует времени, поэтому необходимо уже сейчас искать способы поддержать эту сферу без изменения закона».

Йоллер отметила, что сам закон является очень важным. «Врач не должен автоматически считаться виновным, если он допускает ошибку, ведь ошибки не всегда связаны с умышленной виной врача: бывают и другие причины, которые приводят к промахам. С другой стороны, пациент должен иметь возможность получить компенсацию, если ему действительно был причинен ущерб. До сих пор это можно было сделать только через суд, что для пациента является очень сложным процессом», - пояснила она.

В министерстве и Департаменте здоровья лишь развели руками

На вчерашней пресс-конференции, посвященной обязательному страхованию пациентов, эксперт по вопросам здравоохранения из Министерства социальных дел Хели Палусте, член правления Союза страховых компаний Эстонии Андрес Пийрсалу и руководитель отдела медицинских услуг Департамента здоровья Кюлли Фридеманн не смогли предложить конкретных шагов для решения проблем.

Член правления Союза страховых компаний Эстонии Андрес Пийрсалу.

На вопрос о том, почему для подачи жалоб установлен временной промежуток в десять лет, Пийрсалу ответил: «Десять лет - это стандартный срок, предусмотренный законом для подачи требований о возмещении ущерба. Статистика из других стран показывает, что этого времени достаточно, чтобы все случаи были рассмотрены. С точки зрения пациента, десятилетний период является вполне разумным».

Такова реальность: если это слишком дорого, необходимо пересмотреть свою бизнес-модель.

Руководитель отдела медицинских услуг Департамента здоровья Кюлли Фридеманн

Он подчеркнул, что это условие установлено для страховых компаний на законодательном уровне: «Международная практика показывает, что слишком короткий срок для подачи заявлений не обеспечивает должной защиты пациента. Одной из причин, по которой страховщики не спешат предлагать эту услугу, может быть уникальность таких случаев. В Эстонии недостаточно специалистов для их рассмотрения, из-за чего приходится обращаться за помощью за границу. Это влечет за собой дополнительные трудности и расходы».

Палусте заявила, что работающие в Эстонии страховые компании не указывали, что срок в десять лет слишком длинный. «Этот вопрос был поднят зарубежными страховщиками, которые проявили интерес, но пока не смогли быстро адаптироваться к этим требованиям», - отметила она, не уточнив, почему же эстонские страховые компании отказались от предоставления таких услуг.

Хели Палусте, эксперт по вопросам здравоохранения Министерства социальных дел.

В то же время Пийрсалу отметил, что в интересах пациента как можно скорее сообщить о врачебной ошибке, чтобы быстрее начать расследование и, в случае подтверждения ущерба, приступить к его возмещению.

Министерство: мы не пытаемся ущемить медицинских работников

«Цель создания всей этой системы никогда не заключалась в том, чтобы ущемлять медицинских работников, - заверила Палусте. - Понятно, что финансовая сторона вызвала столько эмоций, потому что мы перешли от добровольного страхования, которое защищало в первую очередь медицинских работников, к совершенно иной системе. Поэтому суммы платежей просто несопоставимы».

Представитель Министерства социальных дел признала, что никто не ожидал, что разница окажется настолько значительной: «Где-то в январе у нас должно появиться представление о реальных расходах на страхование для партнеров Кассы здоровья. На данный момент дано обещание компенсировать до 50 процентов расходов. Но какова будет реальная картина, станет ясно только к концу месяца».

Палусте отказалась комментировать различия в страховых предложениях для медицинских учреждений. «На наш взгляд, это не должно создавать угрозы банкротства для медицинских учреждений», - сказала она, но добавила, что совсем небольшие частные практики действительно могут оказаться в зоне риска.

На вопрос, может ли государственный план заключаться в том, чтобы вся деятельность переместилась в крупные учреждения, а небольшие организации в малых населенных пунктах закрылись, эксперт министерства ответила, что такой эффект вполне возможен.

Что будет с теми медицинскими учреждениями, которые до сих пор не заключили договоры о страховании?

«Департамент здоровья уведомит их и разъяснит ситуацию. Затем мы обсудим с ними причины, по которым страхование не было оформлено, - ответила Фридеманн. - Если они сочтут это слишком дорогостоящим и все равно не заключат договор о страховании, то страхования у них просто не будет. А без него предоставление услуг запрещено. Такова реальность: если это слишком дорого, необходимо пересмотреть свою бизнес-модель».

Комментарий: нам нужны решения и недостающие средства, а не самовосхваление!

Элле-Малль Садрак, руководитель Союза семейных врачей Эстонии.

Элле-Малль Садрак, руководитель Союза семейных врачей Эстонии

На пресс-конференции отметили, что большинство поставщиков медицинских услуг выполнили требование и заключили обязательные договоры. При этом подчеркнули, что предоставление услуг без оформления договора со страховой компанией запрещено.

Семейные врачи и другие медицинские учреждения оказались в безвыходной ситуации: они вынуждены соблюдать закон и не имеют права выбора. В то же время Министерство социальных дел не выполняет свои обязательства и нарушает договоренности, оправдываясь тем, что не знало о нехватке средств. Если в магазине на кассе обнаруживается недостаток денег, всегда можно отказаться от покупки. У нас же такой возможности нет. Мы ожидаем от министерства активных действий, поиска решений и выделения недостающих средств, а не самовосхваления за заключенные договоры.

Комментарии
Наверх