«С точки зрения уголовного права, многие из преступлений, предусмотренных директивой, уже наказуемы в нашей стране, но будут добавлены новые, особенно в области кибернасилия, такие как обмен интимными или манипулируемыми материалами без согласия и кибердомогательства», - объяснила министр.
Министерство юстиции также завершило работу над поправками к Уголовно-процессуальному кодексу, которые позволят упростить судебный процесс. Согласно поправкам, суд должен будет исследовать доказательства фактов, являющихся предметом спора между сторонами.
Кроме того, будет проще принимать меры против задержек в судебном разбирательстве. Поправки также улучшат доступ общественности к судебным решениям. Если до сих пор решение суда обнародовалось только после его вступления в силу, то в будущем судебные решения будут публиковаться в Riigi Teataja сразу после вынесения решения. Это позволит знакомиться с судебной практикой с момента вынесения решений.
«Поправка является хорошим примером того, что, хотя в Эстонии уголовное судопроизводство одно из самых быстрых в Европе, все же можно оптимизировать процесс, не жертвуя основными правами людей», - объяснила министр.
Также продолжается работа по предотвращению преступлений, в том числе связанных с зависимостью и психическими расстройствами. С этой целью был создан Совет по профилактике, координирующий межсекторальную профилактику, а также подгруппы, которые разработали план действий на ближайшие годы. «Но прежде чем мы сможем быть уверены в том, что у нас есть хорошо функционирующая система профилактики, нам также необходимо решить проблему снижения количества повторных правонарушений и рискованного поведения как среди молодежи, так и среди взрослых», - отметила Пакоста.
В 2023 году снизился один из видов массовых преступлений - вождение в нетрезвом виде. В последние годы основное снижение произошло среди водителей-рецидивистов, где большую помощь оказали безопасные альтернативы наказанию или реальное тюремное заключение для рецидивистов.
Пакоста также отметила, что многолетняя уголовная политика, предусматривающая реальное тюремное заключение только в тех случаях, когда обществу угрожает опасность, дала свои результаты в прошлом году. «Количество заключенных сократилось настолько, что мы можем частично закрыть одну из трех наших тюрем, - сказала она. - В ситуации, когда общество чувствует себя в безопасности, это можно рассматривать как хорошее развитие событий».